С момента открытия Новосибирского метрополитена в 1986 году все его линии обслуживает единственное электродепо ТЧ-1 Ельцовское. Расположено оно по нечетной стороне улицы Нарымской, в овраге 1-й Ельцовки. Специально для строительства депо в 1979 году жители частных домов с этой территории были расселены, речка взята в коллектор и замыта обским песком. Это — второй после Каменки замытый овраг в городе.
На территории депо сосредоточены разнообразные объекты инфраструктуры, необходимые для функционирования метро — административные здания, гаражи, склады и т. п. Депо соединено с железнодорожной станцией Новосибирск-Главный однопутной веткой, которая приходит как к путям метро, так и в складскую зону.
13 июня 1981 года.
С начала ноября 1979 года началась подача грунта для замыва реки Первая Ельцовка - инженерная подготовка основания под вагонное депо метрополиетна.
При подготовке было снесено около 1200 частных домов, речка взята в коллектор.
Намыто под основание зданий более 400 тыс. куб. м.
Было разобрано и вывезено более 1 млн. куб. м. грунта.
Рабочую документацию на строительство электродепо пришлось проектировать параллельно с его строительством из-за несвоевремнного сноса ветхого жилья и замыва р. Ельцовка-1.
По мере подготовки отдельных площадок трест "ЗапСибТИСИЗ" проводил инженерно-геологические изыскания, и Новосибметропроект выдавал рабочие чертежи на отдельные сооружения.
6 марта 1983 года.
Монтаж проходческого щита от метродепо к камере съездов станции "Красный проспект"
Отстойно-ремонтный корпус метропоездов был запроектирован и строился на уширенных в основании столбчатых фундаментах, опирающихся на намывной песчаный грунт.
Учитывая обнаруженные при строительстве коммуникационного тоннеля погребенные замывом линзы бытового мусора, колонны длинной более 100 м были демонтированы, грунты основания убраны до коренных и заменены щебнем, после этого колонны установили на новые фундаменты.
Административно-бытовой корпус пришлось проектировать дважды: сначала был высотный вариант в кирпичном исполнении, затем переделали проект под четырехэтажные панельные конструкции.
Отстойно-ремонтный корпус имеет 24 пути, рассчитанных на обслуживание пятивагонных поездов.
Из них один путь моечный, три относятся к цеху капитального и среднего ремонта.
Вид на смотровые канавы.
К февралю 1984 года на территории электродепо велись работы по монтажу каркаса АБК.
В отстойно-ремонтном корпусе установили стойки и ригели ворот.
Был начат монтаж технологического оборудования.
29 июля 1985 года в электродепо поступили первые вагоны для поездов.
27 сентября 1985 года.
19 октября 1985 года.
Кроме отстойно-ремонтного корпуса на территории электродепо ряд других технологических сооружений - здание мотодепо, здание теплового пункта, здание совмещенной тяговой подстанции, здание управления устройствами автоматики, материальный склад и др.
Электродепо радиофицировано, телефонизировано, оборудовано устройствами вентиляции и обдувки стрелок.
Территория обнесена оградой, имеет внутриплощадочные автопроезды, связана подъездным железнодорожным путем, освещена прожекторами.
Фотографии электродепо "Ельцовское" в наше время:
Часть 1 (Внутри)
Часть 2 (Территория)
За предоставленный материал благодарю:
- Музей Новосибирского метрополитена (В частности Л.Г.Рябкову);
- "Новосибметропроект";
- старшего инженера по противопожарной профилактике Новосибирского метрополитена - С.А.Чупахина;
- Дмитрия Аксенова;
- Константина Ощепкова;
Навигация по Новосибирскому метрополитену:
История Новосибирского метрополитена (1979-1992):
Карта съемок
Поиск по сайту