?

Log in

No account? Create an account
Новосибирск. История строительства станций "Красный проспект" и "Сибирская" (1980-1987) - Gelio (Степанов Слава) [entries|archive|friends|userinfo]
Gelio (Степанов Слава)

[ website | Gelio Vostok ]
[ userinfo | Обо мне ]
[ archive | gelio@inbox.ru ]

Новосибирск. История строительства станций "Красный проспект" и "Сибирская" (1980-1987) [май. 2, 2010|05:36 pm]
Gelio (Степанов Слава)
[Tags|, , ]


Станция "Красный проспект" колонного типа, расположена на пересечении Красного проспекта и улицы Гоголя. Станция возведена открытым способом, пересадочная. Вестибюль станции объединен с вестибюлем станции "Сибирская" Дзержинской линии пешеходным тоннелем. Станция выполнена в строгом архитектурном стиле. Стены, пол и потолок облицованы мрамором светлого и темно-красного тонов. Путевые стены отделаны мрамором "Буровщина" добытый в Иркутской области. Проект станции выполнен специалистами института "Новосибметропроект". Главный архитектор - В.В.Питерский. Художник - В.П.Грачев. Главный инженер проекта - В.Н. Коженков.


Станция "Сибирская" имеет объединенный вестибюль со станцией "Красный проспект" и пересадочный пешеходный тоннель между посадочными платформами. Самая глубокая станция Новосибирского метрополитена. Кассовый зал совмещенного перехода соединен с платформой тремя лентами эскалатора, каждая длиной по 30 метров. Путевые стены облицованы мрамором и украшены художественным панно, отображающими яркую самобытность природы Сибири. Интересна история создания этих панно. По личной инициативе начальника Дирекции Г.С.Рузаева в 1987 году ленинградские архитекторы Алексеевы разработали проект и на Алтайском камнерезном заводе п. Колывань , панно было изготовлены из редчайших минералов страны.
Проект станции выполнен специалистами института "новосибметропроект". Архитектор - В.В.Питерский. Художники - Г.П.Алексеев, О.М.Алесеев. Главный инженер проекта - В.Н. Коженков, В.И.Романов.


Для того чтобы дать метростроителям возможность приступить к строительству станций "Красный проспект" и "Сибирская", пришлось резко увеличить темпы работ на магистралях Жуковского, Нарымской. Одновременно строились улицы Железнодорожная, Писарева от улицы Нарымской до Красного проспекта, что позволило практически без ущерба для работы городского транспорта закрыть движение на перекрестке Красный проспект - улица Гоголя


Станции "Красный проспект" и "Сибирская" (рабочее название "Нарымская") являются пересадочными на пересечении Ленинской и Дзержинской линий в разных уровнях.
В утвержденном техническом проекте станция "Красный проспект" располагалась под станцией "Сибирская", а в рабочих чертежах было принято более рациональное решение: их поменяли местами, это было сделано с целью сокращения капиталовложений и улучшения технико-экономических характеристик. Соединительная ветка между линиями получилась более удобной для эксплуатации.


По нормам между пересадочными станциями должен быть самостоятельный пешеходный переход, который был запроектирован по кратчайшему расстоянию, но из-за задержки его строительства пришлось изменить трассу перехода, направив ее в обход дворца бракосочетаний. Поэтому этот переход в народе называют "Пьяным" из-за его кривизны.


Колонны обеих станций должны быть одинакового диаметра, однако из-за маркшейдерской ошибки при разбивке колонн на станции "Красный проспект" они оказались значительно смещены от проекта, и пришлось исправлять огрех за счет увеличения диаметра колонн.


На станции "Сибирская" художественное панно выполняли молодые ленинградские художники - Г.Л. и О.М.Алексеевы в стиле флорентийской мозаики из богатейшего набора камней Горного Алтая на тему величия сибирской природы. Части мозаики изготавливались в г. Колывань Алтайского края с участием учеников имеющейся там художественной школы; на асбето-цементные доски толщиной 2 см наклеивались 5-миллиметровые пластинки мрамора и других камней по рисунку. Панно вывешены на стены с воздушным зазором - от возможных высолов цементного камня при попадании воды. Стоимость панно в то время составляла 360 тыс. рублей.
Панно имеют следующие название (если смотреть в сторону вокзала)
По левой стене: Воды Сибири; История Сибири; Цветы Сибири; Люди и горы.;
По правой стене: Леса Сибири; Хлеб Сибири; Север; Недра Сибири


1 декабря 1980 года начались подготовительные работы по строительству станции "Сибирская". Котлован имел глубину от 20 до 22 м. Из зоны деформаций были вынесены не все подземные коммуникации. При подготовке котлована чем глубже выбирался грунт, тем больше нарушались канализационные сети и создавалась угроза обрушения котлована. Поврежденные сети замачивали борта котлована и возникали большие нагрузки на крепление, которое состояло из трех рядов расстрелов. В отдельных местах расстрелы не выдерживали нагрузок и гнулись. Приходилось в аварийном порядке, рискуя, ставить рядом дополнительные расстрелы.


Через 4 месяца работы на станции были прекращены. Это создало объективные трудности для строительства камеры съездов и соединительной ветки, которая проходит сверху камеры съездов и располагается вдоль борта котлована в зоне деформаций. Трудности заключались в том, что по проекту нужно было сначала построить камеру съездов станции "Сибирская", выполнить обратную засыпку с утрамбовкой грунта.Затем сверху в открытом котловане из цельносекционной обделки смонтировать участок соединительной ветки. Вес секции составлял 17, тонны. Монтаж секций можно было вести краном большой грузоподъемности с засыпанных конструкций камеры съездов.


А так как работы были остановлены, дальнейшие работы по строительству камеры съездов и соединительной ветки нужно было производить, используя козловой кран грузоподъемностью 15 тонн. Пришлось цельносекционную обделку заменить другой сборной, соответствующей грузоподъемности.
Участок соединительной ветки, с радиусом кривой 100 м от камеры съездов станции "Красный проспект" до котлована станции "Сибирская", должен был сооружаться в открытом котловане со свайным ограждением, вблизи здания Дома офицеров. Такая организация работ деформировала здание. Было принято решение этот участок ветки пройти щитом.


10 июня 1981 года.


10 апреля 1982 года.
Забивка свай на "Красном проспекте"








23 января 1983 года.




Май 1983 года.




"Красный проспект". Май 1983 года.







28 июня 1985 года закончена проходка правого тоннеля от ветки в депо до камеры съездов станции "Красный проспект". Щит не стали демонтировать, как это принято, а по заранее подготовленной площадке перекатили и развернули на трассе левого тоннеля для проходки, тем самым сократив сроки по перемонтажу щита.


27 сентября 1986 года.


Пешеходный тоннель от станции "Красный проспект" до станции "Сибирская" должен был строиться в открытом котловане со свайным ограждением. Для этого нужно было переложить канализационные сети, которые попадали в зону строительства. До пуска метро оставалось мало времени. Было принято решение пройти вручную два пешеходных тоннеля длиной по 136 метров каждый. Тоннели прошли в срок, сохранили канализацию и подошли точно в назначенному месту на станции "Сибирская"


Первоначально два лестничных марша перехода на Дзержинскую линию занимали всю ширину среднего пролета платформенной части станции, что создавало большие неудобства для пассажиров. Поэтому было принято решение – сузить лестничные марши и увеличить ширину проходов.


За станцией расположены оборотные тупики, которые использовались для оборота поездов до 1992 года, когда станция «Красный проспект» была конечной.




Шла третья декада ноября 1987 года, а на станцию "Сибирская" завод до сих пор не поставил эскалаторы (2-й вестибюль к рынку(. Либо вводить комплекс без вестибюля, либо попытаться все-таки добиться поставки эскалаторов с завода. Был принято второй вариант. П.В.Лапков вылетел ночным рейсом в Ленинград на завод. Как вспоминает Петр Владимировчи: "Метрополитеновцыприслали за мной машину в Пулково. Еду на завод. очень быстро меня принимает директор. И вот в кабинете долго смотрим друг на друга и вспоминаем, где же мы встречались. Вспомнили. Оказывается, мы водной группе учились в институту и в 1960 году получали вместе дипломы. Вот так встреча. Он интересуется целью моего приезда. Я ответил: "Посмотреть на тебя, показать себя и получить три ленты эскалаторов на объект, вводимый в декабре". Он отвечает, что новосибирский заказ находится в изготовлении и будет отправлен в Новосибирск не ранее 15 декабря. "Но нам, - говорю, - не хватит времени на монтаж". Вызывает своих специалистов. И на наше счастье оказывается, что нужные нам размеры эскалаторов подготовлены для Бакинского метрополитена.
Договариваемся, что на ящиках, в которые упакованы ленты эскалатора, напишут наши реквизиты Новосибирского метрополитена вместо Бакинского, что и было сделано. А на чем отправлять? Конечно на самолете. А где его взять? Договариваемся с руководством Западно-Сибирского управления гражданской авиации, чтобы прислали в Ленинград ИЛ-76.
За одну ночь ИЛ-76 перелетел из Владивостока в Ленинград и сделал посадку в Пулково, а заводчане в течении дня поставили груз в аэропорт.
Через сутки ночью вылетел я в Новосибирск. Прилетаю в Толмачево, а эскалаторы уже на грузовом дворе. Второго декабря их привезли на станцию метро "Сибирская" и 28 декабря три ленты эскалатора были предъявлены к сдаче комиссии"


Первый поезд от "Сибирской"
31 декабря 1987 года. 18:00
Зам. председателя горисполкома Лапков П.В. разрезает ленту.
Был введен в действие участок Дзержинской линии до станции "Площадь Гарина-Михайловского". После митинга, открылось регулярное движение. Новая линия связала ж/д вокзал с центром и левобережной частью города.

Фотографии станции "Красный проспект" в наше время
Фотографии станции "Сибирская" в наше время

За предоставленный материал благодарю:
- Музей Новосибирского метрополитена (В частности Л.Г.Рябкову);
- "Новосибметропроект";
- старшего инженера по противопожарной профилактике Новосибирского метрополитена - С.А.Чупахина;
- Дмитрия Аксенова;
- Константина Ощепкова;


Навигация по Новосибирскому метрополитену:
Уборка снега в метродепо
Метродепо (3)
Метродепо (2) Заельцовская
Метродепо (1) Гагаринская
Пл. Гарина-Михайловского Красный проспект Сибирская Маршала Покрышкина Березовая роща Золотая Нива
Площадь Ленина Диспетчерская
Октябрьская
Речной вокзал
Студенческая
Площадь Маркса


История Новосибирского метрополитена (1979-1992):
Разное Заельцовская | 1992
Электродепо "Ельцовское" | 1985 Гагаринская | 1992
Пл. Гарина-Михайловского | 1987 Красный проспект | 1985 Сибирская | 1987
Площадь Ленина | 1985
Октябрьская | 1985
Речной вокзал | 1985
Метромост | 1985
Студенческая | 1985
Площадь Маркса | 1991

Карта съемок
Поиск по сайту
СсылкаОтветить

Comments:
[User Picture]From: ralphmirebs
2010-05-02 11:39 am
Слушай, у тебя тексты местами точь-в-точь как в книге "Новосибирское метро - история строительства" - ты оттуда их брал?
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: gelio
2010-05-02 11:55 am
И от туда в том числе
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
[User Picture]From: horizon_of_zero
2010-05-02 12:19 pm
Слава, вам пора уже медаль или орден получать. вы очень пытливый и информативный! спасибо вам!
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: gelio
2010-05-02 12:24 pm
Мир интересен )
Спасибо
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: khorvat
2010-05-02 12:37 pm
Очень много фоток
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: gelio
2010-05-02 12:50 pm
Это плохо?
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: ralphmirebs
2010-05-02 01:14 pm
Кстати, а есть какие-нить цветные фото со строительства?
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
[User Picture]From: ejene
2010-05-02 01:18 pm
Это замечательно!:)
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: khorvat
2010-05-03 07:45 am
нормально.

Слав, ты не против, если я размещу у себя в журнале пару твоих фоток, разумеется с ссылкой на тебя. Из серии про Новокузнецк
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
[User Picture]From: alexander_loz
2010-05-02 02:01 pm
Слава, за этот пост отдельное спасибо )
Я жил в то время рядом с котлованом ) в хрущёвке, крайней со стороны Тыщи мелочей. Так что всю эту стройку наблюдал, и затопленный котлосан Сибирской помню ))) Ну, и всё остальное, в т.ч. переделку спусков на перроне Красного.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: gelio
2010-05-02 02:04 pm
Всегда пожалуйста! Рад, что навеял воспоминания.
А вы случайно всё это дело не запечатляли тогда никак?
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
[User Picture]From: mariten
2010-05-02 03:38 pm
Обожаю переход на станцию Сибирская %)

Какие страсти-то кипели, тоннель вручную, история с эскалаторами вообще строительный экстрим ))

Зы: Обе ссылки на фото наших дней ведут на Речной вокзал.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: gelio
2010-05-02 04:01 pm
Спасибо. Поправил.
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
[User Picture]From: natalinkaap
2010-05-02 03:41 pm
Йес-йес-йес!
Перед запуском станции "Красный проспект" мы с одноклассниками (класс 5-ый или 6-ой, по-моему) ходили туда на субботник, подметали, какие-то картонки вытаскивали, мусор... Всё мечтали, что нас, таких активных помощников, прокатят на первом поезде по метро. Ага, щаз-з-з... Но всё равно было здОрово! :):):)
(Ответить) (Thread)
From: (Anonymous)
2010-05-02 08:03 pm
Страшно вспомнить эту стройку, мне в детстве она казалась вечной. Сколько пришлось обходить эти котлованы, и мучиься с транспортом. Когда весь танспорт ходил в объезд этой стройки! В детства приходилоь часто ездить с праого берега на левый. До сих пор мне снятся кошмары о посадке в 15-й (и 39 и 58 )автобус у Центрального рынка на Каменской, когда толпа человек в 100 штурмует автобус. И помню радость когда метро наконец открыли! Было ради чего терпеть и ждать. Как к той забытой песенке новосибирской группы "Энвир": "Дождался я дожался я, строительства метро, пока не накатаюсь я , не выгонит никто, теперь не будет давки в 15-м авто!"
(Ответить) (Thread)