Gelio (Степанов Слава) (gelio) wrote,
Gelio (Степанов Слава)
gelio

Categories:

77335

Тверской вагоностроительный завод



Вагоны и поезда здесь выпускают уже более 125 лет — завод основан в 1898 году. В списке продукции — товарные и пассажирские вагоны, трамваи, вагоны для метрополитена, а также корпуса вагонов, колёсные пары и тележки. За годы работы завод выпускал много нестандартного подвижного состава — например, вагоны для царской семьи, специальные модели для МВД и даже транспортировки ядерного топлива.

Сейчас это единственное в России предприятие, на котором производят вагоны для скоростей до 200 км/ч. ТАкже здесь выпускают двухэтажные вагоны и электропоезда нового поколения, вагоны метро и низкопольные трамваи.

На Тверском вагоностроительном заводе работает около 7500 человек, предприятие выпускает 1200 вагонов и кузовов в год. Доля продукции завода на рынке пассажирских вагонов России превышает 80%.


1. Указ о строительстве первой сети железных дорог в Российской Империи издан в 1857 году. Через 10 лет начали прокладывать первые линии — и ежегодно вводили в действие примерно по 1750 км путей. В то время в стране работал только Александровский завод, который строил вагоны и паровозы. Его мощностей не хватало, поэтому подвижной состав закупали в Германии и Франции. Вагоны тогда были без продольного прохода — с дверями в боковых стенах напротив каждого купе.

После русско-турецкой войны строительство железных дорог приостановилось, но в 1892 году начался новый подъём. При этом на государственном уровне запретили покупать зарубежный подвижной состав — и франко-бельгийское предприятие «Диль и Бакалан» начинает строить завод в Твери. Днём рождения завода считается 25 августа 1898 года — именно в тот день директор получил свидетельство «на открытие действий завода».





2. Завод строился не просто «с нуля» — на нём использовались самые современные для тех лет станки, паровые машины. Даже электричество в городе появилось одновременно со строительством завода — его вырабатывала паровая машина на силовой станции. Через год завод выпустил первые 13 товарных вагонов.

С тех пор ассортимент продукции постоянно расширялся. Здесь выпускали четырёхосные спальные вагоны четырёх классов. Уже в то время завод производил двухэтажные вагоны для переселенцев, которые отправлялись на Дальний Восток — хотя, конечно, они разительно отличались от современных.

Здесь про двухэтажные вагоны:
Двухэтажные вагоны, которые выпускают сегодня, начали производить в 2009 году. Проект полностью реализован на ТВЗ. Первые рейсы составы с такими вагонами совершили по маршруту Москва — Адлер в преддверии Зимних Олимпийских игр в Сочи.

В 2020 году построили первые двухэтажные вагоны нового модельного ряда. У них увеличены габариты кузова в верхней части — на верхних полках расстояние до потолка стало больше на 20 см.





3. Принципиально новое для завода направление — создание российского электропоезда. Так появился ЭГ2ТВ «ИВОЛГА», которые сейчас используются на МЦД — Московских центральных диаметрах. «Иволга 3.0» — первый электропоезд с конструкционной скоростью 160 км/ч, который полностью спроектирован и изготовлен в России. В производстве было задействовано 380 компаний по всей стране.






4. Сейчас на заводе выпускают около 1200 вагонов и кузовов в год.





5. Сварку как основной способ соединения деталей вместо клёпки на заводе начали применять в 1929 году — впервые в вагоностроении. Для этого на заводе построили кислородную станцию для газовой резки и сварки. Первый цельнометаллический пассажирский вагон построили в 1935 году. В 1937 году завод выпустил почти 6 тысяч товарных и около 400 пассажирских вагонов — в 16 раз больше, чем в 1913. В этот период Тверской завод был крупнейшим вагоностроительным предприятием Европы.





6. Так выглядит двухэтажный вагон во время сборки.





7. Работа со швами.






8. Важный этап — затирка швов, выравнивание неровностей, шлифовка — так вагоны готовятся к грунтованию и покраске. Боковина должна быть идеально плоской — это одно из главных условий для строительства вагонов с допустимой скоростью движения 200 км/ч и выше.






9. Шлифовка. Первый экспресс Тверского завода назывался «Аврора» — на нём можно было добраться из Москвы в Санкт-Петербург за 5 часов. В то время пытались ещё больше увеличить скорость движения составов — для этого даже запустили проект высокоскоростного моторного вагона с турбореактивным приводом от двух двигателей самолёта ЯК-40. Рекорд скорости вагона-лаборатории был 249 км/ч.





10. Сварочные работы на крыше вагона. С 2008 года началось серийное производство вагонов в новом кузове из нержавеющей стали.






11. В начале 1990-х завод освоил производство купейных вагонов — до этого они выпускались в Германии.





12. Готовые корпуса вагонов красят в покрасочной камере по специальному трафарету.





13. Цех окончательной сборки. Здесь устанавливают все внутренние детали, финально комплектуют вагон.





14. Сборка электрокоммуникаций.






15. Цех сборки.




16.





17. Цех производства тележек. Впервые в истории отечественного вагоностроения на ТВЗ применили тележки с пневмоподвешиванием — они обеспечивают поезду более плавный ход.





18.





19. Этапы сборки контролируются централизованно — на экранах отображается информация о работе цехов предприятия.






20. Логистический центр — блок складов площадью более 5 тысяч квадратных метров. В этом центре две зоны — одна для хранения, другая для комплектования. На складе используется классическое адресное хранение, можно отследить движение всех покупных комплектующих и деталей собственного изготовления. В логистическом центре используются 3 лифтовые системы, с помощью которых полки с компонентами перемещаются по ячейкам автоматизированного склада.






21.





22.





23.





24. Сейчас на заводе выпускают несколько новых линеек — например, одноэтажные вагоны, построенные по принципу двухвагонных сцепов, когда служебное помещение для проводников располагается только в одном вагоне. Одновременно разрабатываются новые вагоны — ещё более комфортные и современные.





25. Вагоны после покраски и нанесения логотипов — готовы к первым рейсам по МЦД.






26.





27. Когда-то на Тверском вагоностроительном заводе выпускали салон-вагоны для Великокняжеской семьи — на них ездили царственные особы. Сейчас ТВЗ выпускает 1200 пассажирских вагонов в год и осваивает новые направления. Среди новых проектов — состав «Ночной Экспресс», который курсирует между Москвой и Санкт-Петербургом. В 2023 году запустили новый поезд «Иволга 4.0» с обновлённым интерьером и тремя дверями вместо двух.

В планах завода — увеличить объёмы производства электропоездов и двухэтажных вагонов и продолжать проекты по созданию новой техники.



Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Мои фотографии за 2024 год

    Мой 2024 год — это много Севера: самый северный морской порт Тикси, самая северная железная дорога, атомные ледоколы на Северном морском пути и…

  • Самая северная железная дорога в мире

    Железная дорога расположена на полуострове Ямал. Начинается от станции «Обская» (город Лабытнанги) и идёт до станции «Карская» (Бованенковское…

  • Катунь — крупнейшая река Алтая

    Название реки Катунь означает «Госпожа» и будто говорит само за себя, это самый крупный водоток Горного Алтая — почти 700 км в длину. Туристы со…

Comments for this post were disabled by the author