Gelio (Степанов Слава) (gelio) wrote,
Gelio (Степанов Слава)
gelio

Category:

История строительства вокзала "Новосибирск-Главный". Part I


Новосибирск-Главный — крупнейшая пассажирская железнодорожная станция в Новосибирске и Новосибирской области, а также железнодорожный вокзал на указанной станции. Привокзальная площадь названа именем Гарина-Михайловского. По официальной версии именно ему принадлежит заслуга в определении местоположения железнодорожного моста через Обь, сразу же после начала строительства которого возник поселок, превратившийся сегодня в Новосибирск.



Вокзал станции Обь. Вид от железнодорожных путей. Фотография 1896-1906 гг


Среди первых сооружений города была станция Обь. Здесь в 1893 году построили вокзал для пассажиров пятого класса. ,


В 1897 году был выстроен деревянный вокзал III класса с залами ожидания, почтой и буфетом





Вокзал станции Ново-Николаевск. Фотография 1909-1917 гг

В 1906 году к деревянному зданию пристроили каменную двухэтажную пристройку, в 1914 году ещё одну.
Грузооборот станции рос быстрыми темпами: с 1,8 миллионов пудов в 1897 году к 1907 году он увеличился до 11,2 миллионов пудов. Станцию Обь в 1909 году переименовали в Ново-Николаевск.


Вокзал станции Ново-Николаевск. Фотография 1915-1917 гг.


В 1926 году станцию переименовывают в Новосибирск

После революции началось развитие Сибири и в связи с этим бурный рост города. Возникла необходимость в строительстве нового вокзала. В 1929 году Московское архитектурное общество по поручению управления Омской железной дороги объявило конкурс проектов железнодорожного вокзала на станции «Новосибирск-Главный»


Проект вокзала Новосибирск-гл. 1930 гг.
Жюри конкурса состояло из ведущих зодчих страны под председательством академика архитектуры А.В.Щусева






На конкурс поступило 45 проектов, из которых в марте 1930 года 13 проектов были премированы жюри.


Лучшим был признан проект под девизом: «Прямое движение» архитектора Н.Г. Волошинова.


Здание вокзала в этом проекте представляло собой вокзал «прибрежного типа», состоящий из прямоугольного корпуса, расположенного вдоль путей и большого конкорса над путями длиной 90 метров с залом ожидания, рестораном и лестницами-сходами к пассажирским платформам.


Но Новосибирский горсовет и общественность города представленный проект встретили жесткой критикой и предложением внести в него целый ряд изменений.


Так как архитектором Волошиновым эти пожелания полностью во внимание приняты не были, президиум Новосибирского горсовета от 29 декабря 1930 года вынес постановление о необходимости переработать внешнее оформление здания вокзала с учетом выставленного в конкурсном задании требования.


Проект Киевского отделения Гипротранса, 1931 г


"Сибстройпуть" по собственной инициативе осуществил изменение проекта и в переработанном виде проект рассматривался в Городской планировочной комиссии 26 декабря 1931 года.


К дальнейшему проектированию здания привлечен архитектор Б.А.Гордеев с группой архитекторов.


В результате переделок проекта и исправлений в ходе строительства окончательно утрачивается функционально-планировочная схема проекта Н.Г.Волошинова.


Из проекта устраняются ресторан, зал ожидания и проходы к лестницам-спускам на посадочные пассажирские платформы, которые размещались на конкорсе над станционными путями.


То, что являлось основополагающим в проекте архитектора Волошинова,- кратчайшая связь с межпутными посадочными платформами, в значительной мере утеряны.


28 мая 1931 г. Вид строительной площадки

По обновленному рабочему проекту в 1931 году заложены фундаменты здания. Планировалось закончить строительство здания вокзала за период 1931-1933 гг.


15 июля 1931 г.

Но инженерно-техническими работниками и руководством треста Сибстройпуть в рабочем проекте "Гипротранса" был обнаружен ряд просчетов. В результате сроки строительства были значительно увеличены.




Вывозка земли (Лето 1931)


Фундамент здания вокзала


Перекрытие над подвалом. Вид с юга (Декабрь 1934)


Вид с юго-востока (Март 1935)


Армирование перекрытия над подвалом башни. (Май 1935)


Выемка грунта под строительство площадки для вокзала (Май 1935)


Кладка подпорной стены


Вид с юго-запада (Июнь 1935)




Вид с юго-востока (Август 1935)




Опалубка железобетонного каркаса восточной стороны здания (1937 год)




Железобетонное арочное покрытие средней части здания. (Июль 1937)


Бетонирование арки (Сентябрь 1937)


Группа ИТР строительства вокзала.


Кулаков А.П. – главный инженер


Носков И.А. – старший прораб


Группа коллектива строительства вокзала и стройучастка


Люстра


25 января 1939 года Государственная комиссия приняла здание железнодорожного вокзала в эксплуатацию.


В итоговом проекте центральная часть вокзала имеет композицию триумфальной арки, обрамлённой пилястрами тосканского ордера и увенчанной большим аттиком, скрывающим снаружи железобетонную параболу свода главного кассового зала.




Кассы операционного зала


Правительственная комната


Входные двери в красноармейский зал


Капитель


Комната матери и ребенка




Ресторан. 70-е















За предоставленный материал благодарю Музей истории Западно-Сибирской железной дороги

1. Вокзал "Новосибирск-Главный". История строительства
2. Вокзал "Новосибирск-Главный". Интерьеры вокзала
3. Вокзал "Новосибирск-Главный". Крыша вокзала
4. Вокзал "Новосибирск-Главный". Территория станции
5. Пассажирское вагонное депо ЛВЧД-7

На главную страницу
Поиск по сайту
Tags: Новосибирск, история, ржд
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 24 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →