?

Log in

No account? Create an account
Внутри Саяно-Шушенской ГЭС. Машинный зал. Part IV (2009) - Gelio (Степанов Слава) [entries|archive|friends|userinfo]
Gelio (Степанов Слава)

[ website | Gelio Vostok ]
[ userinfo | Обо мне ]
[ archive | gelio@inbox.ru ]

Внутри Саяно-Шушенской ГЭС. Машинный зал. Part IV (2009) [дек. 25, 2009|01:00 am]
Gelio (Степанов Слава)
[Tags|, , , ]


Саяно-Шушенский гидроэнергетический комплекс расположен на реке Енисей на юго-востоке республики Хакасия в Саянском каньоне у выхода реки в Минусинскую котловину. Саяно-Шушенская ГЭС стала верхней в каскаде енисейских гидроэлектростанций и одной из крупнейших в мире: установленная мощность - 6.4 млн. кВт и среднегодовая выработка - 22.8 млрд. кВт· час электроэнергии.
17 августа 2009 года произошла крупная авария на Саяно-Шушенской ГЭС. В результате аварии погибло 75 человек, оборудованию и помещениям станции нанесён серьёзный ущерб. Работа станции по выработке электроэнергии приостановлена.



Главный щит управления Саяно-Шушенской ГЭС


Оператор


Включение с камер слежения в машинном зале




Панель


Обратная сторона медали


Продольная галерея. Отметка 521
(521 метр от уровня Балтийского моря)


Продольные галереи используются для наблюдения за состоянием плотины, размещения контрольно-измерительной аппаратуры, сбора и отвода дренажных вод, выполнения цементационных н ремонтных работ.


Итак, машинный зал
В здании ГЭС было размещено 10 радиально-осевых гидроагрегатов мощностью по 640 МВт.

17 августа 2009 года В 8:13—8:15 местного времени на станции произошла авария на гидроагрегате № 2 с его разрушением и поступлением большого количества воды в помещение машинного зала. Также получили сильные повреждения агрегаты № 7 и 9, здание машинного зала частично обрушилось, его конструкции завалили агрегаты № 3, 4 и 5.


В результате аварии погибло 75 человек, оборудованию и помещениям станции нанесён серьёзный ущерб.


Работа станции по выработке электроэнергии приостановлена


Данная авария является крупнейшей в истории катастрофой на гидроэнергетическом объекте России и одной из самых значительных в истории мировой гидроэнергетики.


На момент аварии нагрузка на станцию составляла 4100 МВт, из 10 гидроагрегатов в работе находилось 9


Гидроагрегат №2

Олег Мякишев, очевидец аварии, описывает этот момент так:
"…Я стоял наверху, услышал какой-то нарастающий шум, потом увидел, как поднимается, дыбится рифлёное покрытие гидроагрегата. Потом видел, как из-под него поднимается ротор. Он вращался. Глаза в это не верили. Он поднялся метра на три. Полетели камни, куски арматуры, мы от них начали уворачиваться… Рифлёнка была где-то под крышей уже, да и саму крышу разнесло… Я прикинул: поднимается вода, 380 кубов в секунду, и — дёру, в сторону десятого агрегата. Я думал, не успею, поднялся выше, остановился, посмотрел вниз — смотрю, как рушится всё, вода прибывает, люди пытаются плыть… Подумал, что затворы надо закрывать срочно, вручную, чтобы остановить воду… Вручную, потому что напряжения-то нет, никакие защиты не сработали…"


Потоки воды быстро затопили машинный зал и помещения, находящиеся под ним. Все гидроагрегаты ГЭС были затоплены, при этом на работавших гидрогенераторах произошли короткие замыкания, выведшие их из строя. Произошёл полный сброс нагрузки ГЭС, что привело, в том числе, и к обесточиванию самой станции. На центральном пульте управления станцией сработала светозвуковая сигнализация, после чего пульт был обесточен — пропала оперативная связь, электропитание освещения, приборов автоматики и сигнализации.


При открытых затворах на водоприёмниках, вода по водоводам продолжала поступать на турбины других гидроагрегатов, что привело к разрушению гидроагрегатов № 7 и 9


Потоками воды и разлетающимися обломками гидроагрегатов были полностью разрушены стены и перекрытия машинного зала в районе гидроагрегатов № 2, 3, 4. Гидроагрегаты № 3, 4 и 5 были завалены обломками машинного зала.


В связи с потерей энергоснабжения закрыть затворы можно было только вручную, для чего персоналу необходимо было проникнуть в специальное помещение на гребне плотины. Около 8:30 восемь человек оперативного персонала добрались до помещения затворов, после чего связались по сотовому телефону с начальником смены станции, который дал указание опустить затворы.


Взломав железную дверь, работники в течение часа вручную осуществили сброс аварийно-ремонтных затворов водоприёмников, прекратив поступление воды в машинный зал.


Закрытие водоводов привело к необходимости открытия затворов водосливной плотины во избежание переполнения водохранилища.
11:32 было организовано питание козлового крана гребня плотины от передвижного дизель-генератора.
11:50 началась операция по подъёму затворов.
13:07 все 11 затворов водосливной плотины были открыты, начался пропуск воды вхолостую.


Поисково-спасательные и ремонтно-восстановительные работы на станции начались практически сразу же после аварии силами персонала станции и сотрудников Сибирского регионального центра МЧС.


Уже в день аварии начались водолазные работы по обследованию затопленных помещений станции с целью поиска выживших, а также тел погибших. В первый день после аварии удалось спасти двух человек, находившихся в «воздушных мешках» и подававших сигналы о помощи.


20 августа началась откачка воды из помещений машинного зала.
К этому моменту было обнаружено 17 тел погибших, 58 человек числились пропавшими без вести.
По мере освобождения от воды внутренних помещений станции число найденных тел погибших быстро росло, достигнув к 23 августа, когда работы по откачке воды вступили в завершающую стадию, 69 человек.


Всего в поисково-спасательных работах было задействовано до 2700 человек (из них около 2000 человек работали непосредственно на ГЭС)


Результаты расследования аварии комиссией Ростехнадзора были опубликованы на сайте ведомства в виде документа под официальным названием «Акт технического расследования причин аварии, произошедшей 17 августа 2009 года в филиале Открытого Акционерного Общества «РусГидро» — «Саяно-Шушенская ГЭС имени П. С. Непорожнего».


Непосредственная причина аварии этим актом была сформулирована так:
"Вследствие многократного возникновения дополнительных нагрузок переменного характера на гидроагрегат, связанных с переходами через не рекомендованную зону, образовались и развились усталостные повреждения узлов крепления гидроагрегата, в том числе крышки турбины. Вызванные динамическими нагрузками разрушения шпилек привели к срыву крышки турбины и разгерметизации водоподводящего тракта гидроагрегата..."


На момент аварии в машинном зале станции находилось 116 человек.
В результате аварии погибло 75 человек, пострадало 13 человек[


В результате аварии на непродолжительное время были полностью или частично отключены от энергоснабжения ряд промышленных предприятий: Саянский алюминиевый завод, Хакасский алюминиевый завод, Красноярский алюминиевый завод, Кузнецкий завод ферросплавов, Новокузнецкий алюминиевый завод, ряд угольных шахт и разрезов.


В результате вывода из строя всех агрегатов станции и перекрытия водоводов водопропускная способность плотины Саяно-Шушенской ГЭС сокращена на 3 600 м³/с, что, в свою очередь, ставит под вопрос безопасность прохождения сильных паводков. Для решения проблемы ускорены работы по строительству берегового водосброса ГЭС.


Завалы были полностью разобраны к 7 октября.
21 сентября 2009 года началось восстановление стен и крыши машинного зала, эта работа по плану должна была быть завершена к 11 ноября, но была закончена досрочно, 6 ноября


Особую сложность представляет демонтаж остатков гидроагрегата № 2, который планируется завершить к концу января 2010 года.
Работы по восстановлению ГЭС планируется завершить к декабрю 2014 года.


План восстановления станции включает в себя постепенную замену всех 10 гидроагрегатов на новые — той же мощности, но с улучшенными эксплуатационными характеристиками.
Новые гидроагрегаты будут изготовлены компанией «Силовые машины» — 6 агрегатов будет поставлено в 2011 году, оставшиеся 4 — в 2012 году


В 2010 году планируется запустить наименее пострадавшие гидроагрегаты № 3, 4, 5 и 6.
До конца 2009 года планируется осуществить пуск гидроагрегата № 6 на холостом ходу, с целью просушки изоляции генератора.


По словам министра энергетики Сергея Шматко, в 2009—2010 годах на восстановление СШ ГЭС будет потрачено 21,6 млрд рублей




1. Саяно-Шушенская ГЭС (История строительства)
2. Саяно-Шушенская ГЭС (Внешний вид)
3. Саяно-Шушенская ГЭС (Гребень плотины)
4. Саяно-Шушенская ГЭС (Внутри ГЭС. Машинный зал)
5. Саяно-Шушенская ГЭС (Береговой водосброс)

Благодарю ОАО "РусГидро" за организацию фотосъемки

На главную страницу
Поиск по сайту
СсылкаОтветить

Comments:
From: zdvdv
2009-12-24 07:33 pm
спасибо, отличный репортаж
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: jst_ru
2009-12-24 07:41 pm
очинтересно!
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: natalinkaap
2009-12-24 08:26 pm
Очень интересно и... страшно.
Стихия!
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: makzer
2009-12-24 08:57 pm
эксклюзив )
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: desolyator
2009-12-24 09:05 pm
Да уж, только у нас эффективные менеджеры смогли угробить такую красивую станцию.
Хотя, с другой стороны вышло символично - 30-ти летние гидроагрегаты пора было менять. Как раз на новые поменяют, якобы даже повышенной мощности. Поживём-увидим. Жаль, что виновные вряд ли будут наказаны.
А фотографии прелестны.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: gelio
2009-12-25 04:23 am
Ну да. Меня тоже поразило такое совпадение в сроках!
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: catmannn
2010-01-05 11:07 pm
самое удивительное что срок вышел службы, а менять собственно ни кто и не собирался:)
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: russos
2009-12-24 10:09 pm
спасибо большое!
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: mishbanych
2009-12-24 10:44 pm
Спасибо, вторая турбина на боку очень инфернально выглядит.
Был там летом, когда ничего ещё не предвещало трагедии..

А вы не знаете, нет ли планов восстановить разобранную железную дорогу от Саяногорска для доставки турбин? Или по автодороге довезут?
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: alexander_loz
2009-12-24 10:51 pm
Стоявшие до сих пор турбины доставляли севморпутём, а затем по Енисею. Такие махины вроде как по ж.д. не перевезти, тем более на авто.
Насколько я понимаю, теперь есть проблема доставки по воде, поскольку ниже по течению построили Майнинскую плотину, и шлюзы в ней хоть и запроектировали, но не построили.

Слава, не на СШГ говорили Вам, как планируют доставлять турбины?
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: gelio
2009-12-25 04:30 am
Кстати, не говорили и сам не узнавал.
Сейчас сам заинтересовался.. спрошу, пожалуй.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: 4044415
2009-12-25 05:35 am
перед майнской гэс есть причал. как раз для этого. далее - доставка многоколесными спецплатформами
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: alexander_loz
2009-12-25 03:52 pm
спасибо!
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: dfaw
2009-12-24 11:01 pm
Спасибо!

Я вот только не могу понять что с 10-тым агрегатом, он вроде как повреждённый не числиться но и в работу не пускается.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: 4044415
2009-12-25 05:36 am
Слава, спасибо, отличный репортаж
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: dvsib
2009-12-25 06:17 am
Спасибо, замечательная работа
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: martin
2009-12-25 07:44 am
О_о
Ну это просто ахрененно!
Фотографии отличные и написано интересно!
Первые кадры даже пугают.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: emlvsk
2009-12-25 10:05 am
красиво!
саяно-шушинская - хорошее имя для кота(кошки)
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: suhanova_ksu
2009-12-25 10:11 am
Спасибо, очень интересно. Интересно, уложатся в 4 года как говорят, ил растянется восстановление лет на 10
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: rombell
2009-12-25 06:40 pm
скорее интересно, восстановят ли вообще
(Ответить) (Parent) (Thread)
From: (Anonymous)
2013-08-22 11:46 pm

click here to find out more ag

http://backlinker.nu/internet/finding-help-on-key-criteria-in-moncler-a-couple-worthwhile-questions/ http://honeygirl08.webnode.com/cheap-christian-louboutin-sale/ http://elreptile.jigsy.com/entries/general/cheap-christian-louboutin-shoes http://siebenbuerger-traun.com/activity/p/2925/ http://bp119.kr/xe/?document_srl=173381 [url=http://givingbirthwithconfidence.org/activity/p/123255/]moncler[/url] [url=http://somewhereindubai.com/blogs/22691/25384/christian-louboutin-uk-sale]christian louboutin shoes on sale[/url] [url=http://img.itsurea.net/xe/?document_srl=48265]moncler jackets[/url] [url=http://mysocial.ws/index.php?do=/blog/72782/christian-louboutin-shoes-for-men/]christian louboutin peep toe[/url] [url=http://greenman.webmarmalade.co.uk/forum/information-advice-effortless-methods-magazine]moncler[/url] christian louboutin thigh high boots (http://www.voomzone.com/blogs/entry/Christian-Louboutin-Sale-Women) moncler outlet (http://www.businessbrains.biz/forums/topic/an-intro-to-key-aspects-in-aught-concerns-for-2013/) moncler outlet (http://iproapp.ebook-builder.com/?document_srl=181068) christian louboutin heels (http://penny-stock-social.com/blogs/viewstory/178226) moncler jackets (http://inspir8s.com/activity/p/423745/) For most women, this really when they are developing life time will be as well as being fundamental who all kinds of things turn out to be great. This baggage employed are usually professional designed for utilize only inside trash compactors.
(Ответить) (Thread)