Gelio (Степанов Слава) (gelio) wrote,
Gelio (Степанов Слава)
gelio

Categories:

История Новосибирского городского аэропорта "Северный". Part I


Новосибирск-Северный — аэропорт города Новосибирска, обслуживающий региональные и местные воздушные линии, а также местные авиаклубы. Исторически Северный был первым аэропортом в Новосибирске. Он расположен всего в 5 километрах от центра города. Сюда ходят автобусы и троллейбусы. В связи со стороительством аэропорта "Толмачёво", «Северному» была отведена второстепенная роль. Северный обслуживал региональные и местные воздушные линии. Отчасти это связано с безопасностью полётов: при сильном северном или северо-западном ветре самолётам приходилось бы заходить на посадку с юга, прямо над центром города.


Начало работы Новосибирского аэропорта относится к далекому 1929 году, когда из ВВС были переданы три самолета «Фоккер С-4» и переведены летчики и техники. 17 мая 1929 года с Новосибирской аэростанции вылетел по расписанию в город Омск первый почтовый самолет «Фоккер С-4».

17 мая считается началом деятельности «Новосибирской аэростанции».

30 октября 1930 года Новосибирская аэростанция была переименована в Новосибирский аэропорт Всесоюзного объединения Гражданского Воздушного Флота (ВО ГВФ).

В ноябре 1930 года аэропорт перебазировался на новый аэродром за речкой 2-я Ельцовка. Кроме летного поля здесь был двухэтажный деревянный жилой дом, площадью около 130 кв. метров и здание «СВЕТОПОСТ». Аэродром с городом был связан телефоном и проселочной дорогой, по которой можно было проезжать на лошади или идти пешком. Летное поле имело дерновое покрытие. В этом же году пилот Лобанов и бортмеханик Колесник открыли воздушную трассу Новосибирск – Новокузнецк, на этой линии летал первый пассажирский 4-х местный самолет Ю-13 (скорость - 140км/час). Пассажирами были, главным образом, руководители и инженеры строительства Новокузнецкого металлургического комбината, позднее в эту линию включили Кемерово и Белово. Регулярность на линии была очень высокой, так с мая по сентябрь 1932 г. экипаж налетал 80 тыс. км.


Сибирские авиаторы, 30-е годы



"Фоккер Ц-4"

В 1931 г. также получен первый пассажирский самолет АНТ-9 (ПС-9) трехмоторный, 9-ти местный, конструкции А.Н.Туполева.

С мая 1932 г. в «Новосибирский аэропорт» начали поступать самолеты П-5 (Р-5), затем ПР-5 (пассажирский) с двигателями М-17 по 500 л.с., эти самолёты вытеснили "Фоккер С-4" и «Юнкерс-13». В организациях «Осоавиахима» и учебных заведениях «Аэрофлота» готовились летные и технические кадры, которые начали поступать в «Новосибирский аэропорт» и отряд сельхозавиации уже в конце 1932 и начале 1933 года.

Зимой 1932 открывается северная линия Новосибирск - Колпашево - Каргасок, а в конце года открывается конечный участок крупнейшей в мире на тот момент авиамагистрали Москва - Владивосток. Уже летом 1932 г. на самолетах ПС-9 «Новосибирский аэропорт» начал перевозку пассажиров по маршруту Новосибирск-Свердловск.


Самолет Р-5. Заменил Fokker C.IV. Длительное время работал на АФС

В августе 1933 года авиаторы-сибиряки освоили воздушную трассу в труднодоступные места горного Алтая Новосибирск - Горно-Алтайск - Барнаул.

Недостаток технического состава и отсутствие необходимого оборудования серьезно затрудняли работу по подготовке материальной части. С помощью рационализации и смекалки преодолевали возникающие трудности.

На открытом воздухе, в зимние морозы, в осенние слякоть и непогоду, днем и ночью, не считаясь со временем, коллектив технического состава Новосибирского аэропорта своевременно готовил материальную часть к вылету. Такие же дружные коллективы технического состава сформировались в Омском и Курганском аэропортах. Ветераны хорошо помнят это трудное время, особенно зимой, средств подогрева по существу не было. Полученные трехпримусные подогреватели эффекта не давали, поэтому двигатели М-17 с водяным охлаждением на самолетах ПС-9 и П-5 приходилось прогревать горячей водой, приносимой в ведрах. Чтобы заполнить систему одного двигателя водой, нужно было залить 6 ведер, для того чтобы прогреть двигатель, приходилось 3-4 раза сменять воду, т.е. нужно проливать 20-25 ведер горячей воды. Причем всю эту работу надо выполнять быстро, иначе можно заморозить воду в системе (перехватит трубки). Поэтому технический состав выполнял работу сообща - вначале запустят двигатели на одном самолете, потом на другом и т.д. Также сообща выполняли работы и при замене двигателей.

В 1934 году «Новосибирский авиаотряд сельхозавиации» начал создавать так называемые местные воздушные линии для перевозки почты и пассажиров на самолетах ПО-2. Первой была открыта кольцевая линия Новосибирск - Кочки - Красноозерск - Волчиха - Хабара - Славгород - Ордынское - Новосибирск. Слабое метеообеспечение, отсутствие радиосвязи усугублялось сильными морозами, снегопадами и метелями. Нужно было быть действительно энтузиастами, чтобы на самолете ПО-2 в открытой кабине при температуре минус 25-30 градусов летать без посадок по 3-4 часа.

В 1934 году закончили строительство одноэтажного здания аэровокзала. Заложили фундамент под первый кирпичный жилой дом, строится бензохранилище, ангар, радиомаяк.

В 1935 году получили пассажирские самолеты Я-6 конструкции Яковлева, К-5 конструкции Калинина (одномоторный, 6-ти местный, со скоростью 170км/час) и Сталь-2 конструкции А.П.Путилова (одномоторный, 6-ти местный, со скоростью 180км/час).

В 1935 году один из лучших пилотов 8-го транспортного отряда Лапоногов И.С., внимательно проанализировав рейсы, точно рассчитал потребное время на полёт и остановки, пришёл к выводу о возможности выполнения рейсов до Москвы за один световой день. Произвел несколько пробных рейсов, расчёты оказались правильными. Наконец было получено разрешение на сквозной полет до Москвы на самолете Л-10l. Полет от Новосибирска до Москвы был выполнен за один световой день.

В 1935 году был открыт Новосибирский аэровокзал и построен малый ангар для обслуживания самолетно-моторного парка. Организуется санчасть с обслуживающим персоналом из 2-х человек - фельдшера и медсестры. Открыты новые маршруты до Кемерово, Кочек, Завьялова, Камня-на-Оби.

В следующем 1936 году на самолетах устанавливаются приемо-передающие радиостанции, и в состав экипажей самолетов ПС-9 вводится бортрадист.

В 1936 году вводится радиомаячная линия Новосибирск - Москва, была начата и в 1938 году введена механизация заправки бензином самолетов.

В 1938 году «Новосибирский аэропорт» получил скоростные, почтово-грузовые самолеты ПС-40 (СБ). Коллективу аэропорта, первому в «Аэрофлоте», поручили их освоение.


Санитарный самолет С-2



АНТ-9

За вторую пятилетку «Новосибирский аэропорт» значительно вырос, как по объему работ, так и по количеству самолетного парка и личного состава. Закончили строительство ангара (деревянного), получили авто-бензозаправщик, автостартер для запуска двигателей, что значительно облегчило работу технического состава. Построили еще три кирпичных жилых дома (пятиэтажных), в одном из них разместили продовольственный магазин и почтовое отделение. В апреле 1936 года открыли ночной санаторий для летно-подъемного состава.

В декабре 1941 года в «Новосибирский аэропорт» эвакуировалась из Москвы «Авиаремонтная база N2401» со своим личным составом и имуществом. Разместили её в деревянном ангаре с пристройками, в металлическом ангаре, в Доме культуры, на складах ОМТС, мастерских ЛАРМ, т.е. под размещение рембазы отдали все помещения, имеющиеся в аэропорту, в том числе и в технической службе. Даже в раздевалке центральной котельной устроили гальванический цех. Техническая служба аэропорта осталась совершенно без помещений.

В 1942 году было заключено соглашение с США о поставке боевой техники «Ленд-Лиз». Была открыта авиатрасса Москва - Уэлькаль. В изыскании трассы принимал участие начальник ОКС аэропорта Сергей Александрович Остапов. По этой трассе начали перегонять боевые самолеты - «Аэрокобры», «Бостоны», С-47 и др., в первое время с посадкой в «Толмачево», а затем в «Новосибирском аэропорту».

Особенно быстрый рост «Новосибирский аэропорт» получил в послевоенный период. В 1945 года основной техникой «Новосибирского аэропорта» были По-2 в различных модификациях, два самолета Юнкерс-52, один Си-47, несколько Ли-2 и Ш-2.
Самолетный парк пополнялся. К 1949 году Ли-2 уже было около 20, этот самолет пролетал в предприятии вплоть до 1972 года.

В послевоенный период на предприятие поступают Ми-1, Ми-4, Ка-15, для спецприменения поступили 4-х местные Як-12. Промышленность дала значительно более совершенные самолеты для транспортной авиации - Ил-12, которых в порту было до 76 штук и которые обеспечивали все перевозки пассажиров на Москву. В 1954 году поступили самолеты Ил-14. В 1955 году все самолеты Ли-2 передаются в съемочный отряд, а отряды 55 и 56 упраздняются. Создаётся новый 114-й летный отряд, основной техникой которого остаются Ил-12 и Ил-14. В 1965 году Ан-24.


Ил-14

В 1950 году приехал в Новосибирск Маршал Жаворонков - начальник ГУ ГВФ. При посещении ЛЭРМ, увидев, в каких условиях работает технический состав, дал распоряжение выделить из Фонда «Аэрофлота» 40 тыс. руб. для срочного строительства монтажной, которая в этом же году была достроена.

В 1959 году введено в эксплуатацию современное здание аэропорта Новосибирск «Северный». Работает ресторан – один из лучших в городе как по ассортименту, так и по качеству обслуживания. На втором этаже расположился руководящий аппарат. В то время здание выглядело очень представительным среди зданий города Новосибирска - блестят, отливают искристым светом люстры, идеальный порядок.

В 1964 году в предприятие поступили в эксплуатацию самолёты Ан-24. Постепенно, с опытом его эксплуатации осваиваются новые маршруты. 114-й лётный отряд переходит в аэропорт «Толмачево», а в «Новосибирском авиапредприятии» создается 6-й и 116-й лётные отряды.


Л-410

В 1970 году «Новосибирский ОАО» получил в эксплуатацию вертолеты Ми-8, вытеснившие со временем Ми-4, а в 1973 году самолеты - Ан-30, которые постепенно заменили на аэрофотосъемочных полетах Ил-14.


Ремонтный ангар аэропорта

В 1979г. увеличивается коллектив, - в предприятии работает почти 3000 человек.
Регион полетов предприятия в 80-е годы прошлого века был от Таджикистана (работа сельхозавиации на Ан-2) до Северного ледовитого океана (ледовая разведка на самолетах Ан-30) и от Приморского края (рыбная разведка на самолетах Ан-30) до западных границ СССР (работа сельхозавиации на Ан-2 в Белоруссии и аэрофотосъемка).


Самолеты Ан-2

2005г. - смена собственника, создание ОАО «Новосибирск Авиа».</center>

Авиация Новосибирска:
1. Аэропорт "Толмачево". Part I История аэропорта
2. Аэропорт "Толмачево". Part II Здание аэропорта
3. Аэропорт "Толмачево". Part III Территория аэропорта
4. Аэропорт "Толмачево". Part IV Территория аэропорта
5. Аэропорт "Толмачево". Part V ВПП
6. Аэропорт "Толмачево". Part VI Диспетчерская

7. Аэропорт "Северный". Part I История аэропорта
8. Аэропорт "Северный". Part II Здание аэровокзала
9. Аэропорт "Северный". Part III Территория аэропорта
10. Аэропорт "Северный". Part IV Подготовка к полету. ВПП.
11. Аэропорт "Северный". Part V КДП.

На главную страницу
Поиск по сайту
Tags: Северный, история
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments