?

Log in

No account? Create an account
Gelio (Степанов Слава) [entries|archive|friends|userinfo]
Gelio (Степанов Слава)

[ website | Gelio Vostok ]
[ userinfo | Обо мне ]
[ archive | gelio@inbox.ru ]

Озеро Баскунчак — бесконечное месторождение соли [сент. 24, 2019|09:00 am]
Gelio (Степанов Слава)
[Tags|, , ]



На солёном озере Баскунчак добывают 80% всей российской соли. Под водоёмом находится соляная гора, которая уходит вглубь примерно на 6 километров. Соледобытчики компании «Руссоль» работают открытым способом, то есть срезают самый верхний слой. Соль с Баскунчака подходит и для еды, и для технического использования.



1. Баскунчак — большое солёное озеро на севере Астраханской области, его площадь составляет 115 квадратных километров. С VIII века здесь ведётся добыча соли, которую раньше отправляли на продажу по Шёлковому пути.

В 60-е годы XVIII века месторождения стало главным поставщиком соли на внутренний рынок России. В то время соль добывалась вручную. Стоя по пояс в воде, рабочие рыхлили соль пешней, и при помощи лопат грузили её в телеги, запряжённые верблюдами. В 1918 году здесь появились экскаваторы, а в 1930-е годы — первые солесосы, которые стали прототипами современных солекомбайнов.





2. Сегодня соль на Баскунчаке добывают при помощи специального технологического комплекса, основа которого — солекомбайн. А участок для добычи выбирают с помощью геологоразведки.






3. Солекомбайн медленно едет по рельсам, которые переносят по мере выработки пласта соли.






4. Комбайн — уникальная машина, которую спроектировали и построили прямо на месторождении ещё в 90-е годы. Название у неё соответствующее — «Баскунчак-1».





5. Комбайн движется по рельсам, ломает пласт с помощью двух фрез и смешивает соль с водой. Эта масса называется соляная пульпа. Она попадает в систему обезвоживания, а затем в дробилку. Потом измельченная соль отделяется от воды и грузится в вагоны или тягач. Лишняя вода тут же сливается обратно в озеро.






6. Машинист солекомбайна. Он управляет машиной вместе с помощником машиниста.






7. Комбайн режет пласты на глубине до 8 метров, во время работы хрупкая соляная кромка может раскрошиться, и машина потеряет равновесие. Чтобы контролировать это, используют креномер. Инструмент следит, чтобы техника не наклонялась сильнее нормы. Если это происходит — на креномере срабатывает сигнализация и добычча останавливается.





8. Помощник машиниста солекомбайна направляет стрелу таким образом, чтобы соль попала в тягач или грузовой вагон. Еще он держит связь с водителем тягача с помощью рации. Когда прицеп наполняется, он сообщает, что пора передвигать машину вперед . Таким образом рабочие синхронизируют процесс погрузки и скорость автомобиля.





9. Элеватор, по которому соль поднимается на стрелу. За это время с неё стекает лишняя вода.






10. Из комбайна соль сыпется в прицепы тягачей.






11. Карьерный тягач — огромная машина с тремя прицепами. За раз в них грузят 450 тонн соли, это примерно семь железнодорожных вагонов.






12.






13. На то, чтобы загрузить один тягач уходит около 90 минут.






14. За сутки здесь добывают примерно 100 железнодорожных вагонов соли.





15. Когда пласт выработан, железнодорожное полотно сдвигают на 180 сантиметров. Обычно между траншеями оставляют целики шириной не более 10 сантиметров. Они нужны чтобы уменьшить потери от разрушения пласта.






16. Чтобы передвинуть пути, используют специальные рихтовочные машины, монтируемые на тракторах. Полностью разбирать рельсы не нужно.






17.





18. На том месте, где прошёлся комбайн, образуются выломы. Они выглядят как прямоугольные бассейны, разделенные соляными «волнорезами». Границы бассейнов помечают специальными ограждениями, чтобы никто из водителей не заехал на опасный участок с восьмиметровой глубиной.






19. Тягачи работают только в светлое время суток. По ночам соль грузят в железнодорожные вагоны. Работа на предприятии ведётся круглосуточно в три рабочих смены.






20. Вагоны под погрузку перемещают с помощью тракторов, которые цепляют к составу металлическими тросами.





21. Комбайн грузит соль в вагоны.





22. Процесс почти не отличается от погрузки в тягач.





23. Соль грузят круглыми сутками. На самом Баскунчаке обрабатывают далеко не всё, остальное по Волге везут на другие предприятия в центральной части России.






24. Тягачи привозят соль в пункт разгрузки, который расположен на предприятии.






25. За восьмичасовую смену водитель тягача успевает сделать 3–4 рейса.






26. Привезённую соль выгружают на приёмное устройство — бункер.





27. Приёмник выглядит как огромное сито, через которое постепенно просыпается крупная, ещё не обработанная, соль.





28. Дальше соль попадает на 700-метровый конвейер.






29. По нему соль движется к стакеру-реклаймеру. Это автоматизированный комплекс, который принимает соль, укладывает её в большую гору для просушки, а потом подает на приемное устройство на дробление и далее соль по технологическим линиям подается на фабрику.

Стакер-реклаймер — немецкая машина высотой 40 метров, которая предназначена для укладки и забора соли.






30. Стакер оставляет на соляной горе красивые узоры.





31. Пищевая соль попадает на фабрику. Сначала её дробят до первого помола и сушат а затем фасуют.





32. Линия, где фасуют и упаковывают пищевую соль.





33. Пищевую соль насыпают в целлофановые пакеты или большие 50-килограммовые мешки. Дальше соль отправляется на продажу по всей стране. А часть уходит на экспорт. Интересно, что в магазинах самого Баскунчака часто встречается соль которую привезли из соседних регионов.






34. На пакеты ставят маркировку со сроком изготовления.






35. Добытая соль различается по цвету, размеру гранул и количеству примесей. Молодая соль более светлая, мелкая и чистая, именно она подходит для еды.

Пищевая соль, расфасованная на этой фабрике, не выглядит идеально белой. Её не очищают при помощи химии, поэтому она сохраняет природный сероватый или бежевый оттенок. И это нормально.

Темная и крупная соль пролежала в озере дольше и успела впитать слишком много ила и другой органики. Её называют технической. Степень чистоты продукта определяют в лаборатории.






36. Участок, на котором разгружают вагоны с солью.





37. Чтобы опустошить вагоны со слегка слежавшейся солью, используют специальные ковши.








38. В большинстве российских городов техническую соль используют для того, чтобы посыпать дороги и тротуары. Также в своей работе её применяют химики, строители и энергетики.







39. Из-за особенности технологии добыча происходит только в тёплый сезон — с весны до осени. Поэтому, помимо ежедневной упаковки и отправки, нужно создавать запасы на зиму.







40.





41. Ближайший к озеру населённый пункт — посёлок Нижний Баскунчак. Большинство его жителей работает на соледобыче из поколения в поколение.






42. Солевые пласты Баскунчакского месторождения продолжают формироваться и по сей день. Со временем на месте выломов образуется новая соль. Сейчас практически полностью восстановились участки, работы на которых велись в 40-е годы. То есть, если соблюдать технологию, добывать соль с Баскунчака можно бесконечно.






Мой instagram: @stepanovslava



СсылкаОтветить

Comments:
Страница 1 из 3
<<[1] [2] [3] >>
[User Picture]From: lj_frank_bot
2019-09-24 02:01 am
Здравствуйте!
Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категориям: Природа, Путешествия, Россия.
Если вы считаете, что система ошиблась — напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.
Фрэнк,
команда ЖЖ.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: livejournal
2019-09-24 03:35 am
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal сибирского региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: livejournal
2019-09-24 04:35 am
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal России! Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: kostasionis1
2019-09-24 05:12 am
да, железу пипец
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: hondurasez
2019-09-24 06:05 am
белый яд жи
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: barsukk
2019-09-24 05:16 am
При этом до 35% соли импортируется. И это даже после того, как в 2016 были применены контрсанкции и соль попала в список санкционного импорта из недружественных стран.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: slavatrush
2019-09-24 07:15 am
и в чём проблема?
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
[User Picture]From: Василий Дементьев
2019-09-24 05:50 am
Очень интересно и красиво. Мало таких репортажей в жж
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: gsm_sms
2019-09-24 06:14 am
Бабушки тоже говорят целлофан на полиэтилен, но уже реже :)
(Ответить) (Thread)
From: I_Viktor_I
2019-09-24 06:32 am
технологично
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: livejournal
2019-09-24 06:36 am
Здравствуйте!
Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: roman_smirnov
2019-09-24 06:48 am
Шикарный репортаж! Очень интересно и как всегда красиво!
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: Юля Ким
2019-09-24 06:53 am
Какой интересный и красивый пост !
Спасибо )
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: vandam_me
2019-09-24 07:02 am
хз как она белая получается, даже если выбрать из озера белую молодую, при добыче, загрузке в грузовик, разгрузке, складировании и повторной загрузке слишком много грязи попадает имхо из внешней среды.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: desmonts
2019-09-24 10:29 am
беру кг соли, растворяю в кастрюле, кипячу. (пена грязная снимаю ложкой). Потом фильтрую через вату. Потом выпариваю на воздухе (где то за месяц) и получаю красивую, вкусную соль. Или солю жидкие блюда невыпаренной солью.
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
From: iggoro
2019-09-24 08:50 am

Спасибо. Прекрасно написано. Информативно.

(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: tumkir
2019-09-24 09:13 am
Очень круто, но несколько моментов не понял:
1. Как и на каком этапе соль делят на техническую (потемнее) и пищевую (побелее), если вся соль постоянно в одной и той же куче едет/хранится.
2. Почему финальные железные вагоны застилают защитной плёнкой, а вагоны, которые работают непосредственно на озере — нет
3. Если машины за несколько лет выходят из строя, то каким образом комбайн с 90-х годов до сих пор работает.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: vladlslav
2019-09-24 09:34 am
Пищевая соль поваренная. По логике её вываривают на предприятии.
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
[User Picture]From: Сергей Коваленко
2019-09-24 09:40 am
автору большой плюс, интересно.
(Ответить) (Thread)
Страница 1 из 3
<<[1] [2] [3] >>