?

Log in

No account? Create an account
Производство авиадвигателей. Уфимское моторостроительное производственное объединение (УМПО) - Gelio (Степанов Слава) [entries|archive|friends|userinfo]
Gelio (Степанов Слава)

[ website | Gelio Vostok ]
[ userinfo | Обо мне ]
[ archive | gelio@inbox.ru ]

Производство авиадвигателей. Уфимское моторостроительное производственное объединение (УМПО) [май. 19, 2015|09:43 pm]
Gelio (Степанов Слава)
[Tags|, , , , ]


ОАО «Уфимское моторостроительное производственное объединение» — крупнейший разработчик и производитель авиационных двигателей в России . Здесь работают более 20 тысяч человек. УМПО входит в состав Объединенной двигателестроительной корпорации.

Основными видами деятельности предприятия являются разработка, производство, сервисное обслуживание и ремонт турбореактивных авиационных двигателей, производство и ремонт узлов вертолетной техники, выпуск оборудования для нефтегазовой промышленности.

УМПО серийно выпускает турбореактивные двигатели АЛ-41Ф-1С для самолетов Су-35С, двигатели АЛ-31Ф и АЛ-31ФП для семейств Су-27 и Су-30, отдельные узлы для вертолетов «Ка» и «Ми», газотурбинные приводы АЛ-31СТ для газоперекачивающих станций ОАО «Газпром».

Под руководством объединения ведется разработка перспективного двигателя для истребителя пятого поколения ПАК ФА (перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации, Т-50). УМПО участвует в кооперации по производству двигателя ПД-14 для новейшего российского пассажирского самолёта МС-21, в программе производства вертолётных двигателей ВК-2500, в реконфигурации производства двигателей типа РД для самолётов МиГ.


1. Сварка в обитаемой камере «Атмосфера-24»

Интереснейшим этапом производства двигателя является аргонодуговая сварка наиболее ответственных узлов в обитаемой камере, обеспечивающая полную герметичность и аккуратность сварного шва. Специально для УМПО ленинградским институтом «Прометей» в 1981 году создан один из крупнейших в России участок сварки, состоящий из двух установок «Атмосфера-24».






2. По санитарным нормам рабочий может проводить в камере не более 4,5 часов в день. С утра — проверка костюмов, медицинский контроль, и только после этого можно приступать к сварке.







3. Сварщики отправляются в «Атмосферу-24» в легких космических скафандрах. Через первые двери шлюза они проходят в камеру, им прикрепляют шланги с воздухом, закрывают двери и подают внутрь камеры аргон. После того, как он вытеснит воздух, сварщики открывают вторую дверь, заходят в камеру и начинают работать.






4. В безокислительной среде чистого аргона начинается сварка конструкций из титана.







5. Контролируемый состав примесей в аргоне позволяет получить качественные швы и повысить усталостную прочность сварных конструкций, обеспечивает возможность подварки в самых труднодоступных местах за счет применения сварочных горелок без использования защитного сопла.







6. В полном облачении сварщик, действительно, похож на космонавта. Чтобы получить допуск к работе в обитаемой камере, рабочие проходят курс обучения, вначале они в полной экипировке тренируются на воздухе. Обычно двух недель достаточно, чтобы понять, годится человек для такой работы или нет — нагрузки выдерживает далеко не каждый.







7. Всегда на связи со сварщиками — специалист, следящий за происходящим с пульта управления.







8. Оператор управляет сварочным током, следит за системой газоанализа и общим состоянием камеры и работника.







9. Ни один другой способ ручной сварки не даёт такого результата, как сварка в обитаемой камере. Качество шва говорит само за себя.






10. Электронно-лучевая сварка.

Электронно-лучевая сварка в вакууме — полностью автоматизированный процесс. В УМПО он осуществляется на установках Ebokam. Одновременно сваривается два-три шва, причём с минимальным уровнем деформации и изменением геометрии детали.







11. Один специалист работает одновременно на нескольких установках электронно-лучевой сварки.







12. Детали камеры сгорания, поворотного сопла и блоков сопловых лопаток требуют нанесения теплозащитных покрытий плазменным способом. Для этих целей используется робототехнический комплекс ТСЗП-MF-P-1000.






13. Инструментальное производство

В составе УМПО 5 инструментальных цехов общей численностью около 2500 человек. Они занимаются изготовлением технологического оснащения. Здесь создают станочные приспособления, штампы для горячей и холодной обработки металлов, режущий инструмент, мерительный инструмент, пресс-формы для литья цветных и черных сплавов.







14. Производство пресс-форм для лопаточного литья осуществляется на станках с ЧПУ.








15. Сейчас для создания пресс-форм нужно всего два-три месяца, а раньше этот процесс занимал полгода и дольше.







16. Автоматизированное средство измерения улавливает мельчайшие отклонения от нормы. Детали современного двигателя и инструмента должны быть изготовлены с предельно точным соблюдением всех размеров.







17. Вакуумная цементация.

Автоматизация процессов всегда предполагает уменьшение затрат и повышение качества выполняемых работ. Это относится и к вакуумной цементации. Для цементации - насыщения поверхности деталей углеродом и повышения их прочности - используются вакуумные печи Ipsen.







18. Для обслуживания печи достаточно одного работника. Детали проходят химико-термическую обработку в течение нескольких часов, после чего становятся идеально прочными. Специалисты УМПО создали собственную программу, которая позволяет осуществлять цементирование с повышенной точностью.







19. Литейное производство

Производство в литейном цехе начинается с изготовления моделей. Из специальной массы прессуются модели для деталей разных размеров и конфигураций с последующей ручной отделкой.







20. На участке изготовления выплавляемых моделей работают преимущественно женщины.







21. Облицовка модельных блоков и получение керамических форм — важная часть технологического процесса литейного цеха.







22. Перед заливкой керамические формы прокаливаются в печах.






23. Керамическая форма прокалена – далее её ждёт заливка сплавом.






24. Так выглядит залитая сплавом керамическая форма.







25. «На вес золота» - это о лопатке с монокристаллической структурой. Технология производства такой лопатки сложная, но и работает эта дорогая во всех отношениях деталь гораздо дольше. Каждая лопатка «выращивается» с использованием специальной затравки из никеле-вольфрамового сплава.







26. Участок обработки полой широкохордной вентиляторной лопатки

Для производства полых широкохордных вентиляторных лопаток двигателя
ПД-14 — движущей установки перспективного гражданского самолёта МС-21 -
создан специальный участок, где осуществляется вырезка и механическая обработка заготовок из титановых плит, окончательная механическая обработка замка и профиля пера лопатки, включая его механическую шлифовку и полировку.








27. На четырёхкоординатном горизонтальном обрабатывающем центре внедрена технология окончательной обработки торца пера лопатки на приспособлении, спроектированном и изготовленном в УМПО, - ноу-хау предприятия.








28. Комплекс производства роторов турбины и компрессора (КПРТК) — это локализация имеющихся мощностей для создания основных составляющих элементов реактивного привода.







29. Сборка роторов турбины — трудоёмкий процесс, требующий особенной квалификации исполнителей. Высокая точность обработки соединения «вал-диск-носок» - гарантия долгосрочной и надёжной работы двигателя.







30. Многоступенчатый ротор собирается в единое целое именно в КПРТК.






31. Балансировку ротора осуществляют представители уникальной профессии, которой в полной мере можно овладеть только в заводских стенах.







32. Производство трубопроводов и трубок

Чтобы все агрегаты двигателя слаженно функционировали — компрессор нагнетал, турбина крутилась, сопло прикрывалось или открывалось, нужно подавать им команды. «Кровеносными сосудами» сердца самолёта считаются трубопроводы — именно по ним передаётся самая разная информация. В УМПО есть цех, который специализируется на изготовлении этих «сосудов» - разнокалиберных трубопроводов и трубок.







33. На мини-заводе по производству трубок требуется ювелирная ручная работа — некоторые детали являются настоящими рукотворными произведениями искусства.









34. Многие операции по трубогибу выполняет и станок с числовым программным управлением Bend Master 42 MRV. Он гнёт трубки из титана и нержавеющей стали. Сначала определяют геометрию трубы по бесконтактной технологии с помощью эталона. Полученные данные отправляют на станок, который производит предварительное сгибание, или на заводском языке — гиб. После производится корректировка и окончательный гиб трубки.








35. Так выглядят трубки уже в составе готового двигателя — они оплетают его, как паутина, и каждая выполняет свою задачу.









36. Окончательная сборка.

В сборочном цехе отдельные детали и узлы становятся целым двигателем. Здесь трудятся слесари механосборочных работ высочайшей квалификации.









37. Собранные на разных участках цеха крупные модули стыкуются сборщиками в единое целое.








38. Конечным этапом сборки является установка редукторов с топливно-регулирующими агрегатами, коммуникаций и электрооборудования.








39. Производится обязательная проверка на соосность (для исключения возможной вибрации), центровка, так как все детали поставляются из разных цехов.









40. После предъявительских испытаний двигатель возвращается в сборочный цех на разборку, промывку и дефектацию. Сначала изделие разбирают и промывают бензином. Затем — внешний осмотр, замеры, специальные методы контроля. Часть деталей и сборочных единиц направляется для такого же осмотра в цехи-изготовители. Потом двигатель собирают вновь - на приёмо-сдаточные испытания.








41. Слесарь-сборщик собирает крупный модуль.







42. Слесари МСР выполняют сборку величайшего творения инженерной мысли XX века — турбореактивного двигателя - вручную, строго сверяясь с технологией.







43. Управление технического контроля отвечает за безупречное качество всей продукции. Контролёры работают на всех участках, в том числе — и в сборочном цехе.








44. На отдельном участке собирают поворотное реактивное сопло (ПРС) — важный элемент конструкции, отличающий двигатель АЛ-31ФП от его предшественника АЛ-31Ф.








45. Ресурс работы ПРС — 500 часов, а двигателя — 1000, поэтому сопел нужно делать в два раза больше.







46. На специальном мини-стенде проверяют работу сопла и его отдельных частей.







47. Двигатель, оснащённый ПРС, обеспечивает самолёту большую манёвренность. Само по себе сопло выглядит довольно внушительно.







48. В сборочном цехе имеется участок, где выставлены эталонные образцы двигателей, которые изготавливались и изготавливаются последние 20-25 лет.






49. Испытания двигателей.

Испытание авиационного двигателя – завершающий и очень ответственный этап в технологической цепочке. В специализированном цехе осуществляются предъявительские и приёмо-сдаточные испытания на стендах, оснащённых современными автоматизированными системами управления технологическими процессами.









50. В ходе испытаний двигателя используется автоматизированная информационно-измерительная система, состоящая из трех компьютеров, объединенных в одну локальную сеть. Испытатели контролируют параметры двигателя и стендовых систем исключительно по показаниям компьютера. В режиме реального времени производится обработка результатов испытания. Вся информация о проведенных испытаниях хранится в компьютерной базе данных.








51. Собранный двигатель проходит испытания согласно технологии. Процесс может занимать несколько суток, после чего двигатель разбирают, промывают, дефектируют.







52. Вся информация о проведённых испытаниях обрабатывается и выдаётся в виде протоколов, графиков, таблиц, как в электронном виде, так и на бумажном носителе.





53.






54. Внешний вид испытательного цеха: когда-то гул испытаний будил всю округу, теперь наружу не проникает ни один звук.







55. Цех № 40 — место, откуда вся продукция УМПО отправляется заказчику. Но не только — здесь осуществляется окончательная приёмка изделий, агрегатов, входной контроль, консервация, упаковка.







56. Двигатель АЛ-31Ф отправляется на упаковку.






57. Двигатель ожидает аккуратное обёртывание в слои упаковочной бумаги и полиэтилена, но это не всё.







58. Двигатели помещаются в спроектированную для них специальную тару, которая маркирована в зависимости от типа изделия. После упаковки идёт комплектация сопроводительной технической документацией: паспортами, формулярами и пр.








59. Двигатель в действии!







Благодарю пресс-службу ОАО "УМПО", в частности, Екатерину Косых за помощь в создании репортажа!


По всем вопросам, касающимся использования фотографий, пишите на электронную почту: gelio@inbox.ru

Смотрите также:
Производство самолетов Су-30 и Як-130. Иркутский авиационный завод
Производство самолетов Л-410 в Чехии
Производство Су-34 в НАПО им. В.П. Чкалова







СсылкаОтветить

Comments:
Страница 1 из 4
<<[1] [2] [3] [4] >>
[User Picture]From: kukmor
2015-05-19 03:49 pm
очень интересное производство!
(Ответить) (Thread)
From: pn_photo
2015-06-04 05:18 pm
09 фото. Качество шва говорит о том, что либо там нереально сложно варить (вполне допускаю), либо руки из жопы=)
Они качественные, обязаны быть, но не красивые.

Репортаж супер!

Edited at 2015-06-04 17:19 (UTC)
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: leonid_vlad
2015-05-19 03:51 pm

Очень интересно

Спасибо. Наглядно и очень интересно,
шаг за шагом видно создание двигателя.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: pompeya
2015-05-19 04:01 pm
вау, Вау, ВАУ!
очень интересный репортаж.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: glagolas
2015-05-19 04:06 pm
Первое фото головокружительное! Но глядя на него, вспомнил случай, когда телерепортаж на оборонном предприятии закончился шумным резонансом - постановочные кадры запечатлели как механик крутит гайку ключом не соответствующего размера))
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: gelio
2015-05-19 04:10 pm
И такое бывает :)
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: vilgun
2015-05-19 04:13 pm
класс
спасибо
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: livejournal
2015-05-19 04:32 pm
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal сибирского региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: hrun_morjov
2015-05-19 04:38 pm
Спасибо интересно!
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: ygamottled
2015-05-19 05:33 pm
Интересно, никогда еще такого не видела. Спасибо.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: worldwideocean
2015-05-19 05:35 pm
Спасибо!


Edited at 2015-05-19 17:35 (UTC)
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: 3ojlotou
2015-05-19 05:55 pm
Очень интересный репортаж! Фото как и сам процесс сборки завораживает.
В пост призываю Раиса rais, Нину seleste_rusa
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: rais
2015-05-19 08:10 pm
охуеть просто
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
From: prosto_losb
2015-05-19 06:02 pm
Прочитал на одном дыхании, некоторые моменты по несколько раз перечитывал, пересматривал.
Огромное спасибо за потрясающий материал.
Однозначно в избранное.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: uoku
2015-05-19 06:07 pm
литьё по выплавляемым моделям,никеле-вольфрамового сплав - как тепло стало на душе от этих слов и это не шутка
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: gelio
2015-05-19 06:44 pm
))
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
[User Picture]From: 102spotter
2015-05-19 06:11 pm
Мы страна, которая смогла разработать и внедрить в производство суперсовременные реактивные двигатели, но в цеху где собирают это чудо XX века висят кондиционеры фирмы Самсунг. До сих пор этого не понимаю)
Рассказ на пять с плюсом! Низкий поклон за такие крутейшие фотки. Мне, как жителю Уфы, было очень интересно почитать!
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: treumer
2015-05-23 10:40 am
Вы думаете в цехах НАСА или Боинга стоят какието волшебные американские кондиционеры?! Те же японские и корейские!
В этом и есть смысл мировой экономики - каждый делает то, что лучше умеет!
Надо просто научится не только военные, нл и гражданские двигатели успещно пооизводить!
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
[User Picture]From: bysergeyby
2015-05-19 06:34 pm
Эммдааа.. А ведь высокоточные ОЦ - импорт. Блин, даже трубогиб с ВЧ-нагревом - буржуй.

Высокоточные 3D-мерители тоже буржуйские. Сложно представить, как без всего этого придется работать через какое-то время.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: maxx_1
2015-05-20 07:24 am
нет ни одной страны в мире,где всё производится самими.Это эпоха глобализации.Те же станки и измерительное оборудование,тоже плод не какого-то одного государства,куча деталей к ним собирается в разных странах,в том числе и в России.
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
[User Picture]From: Рас-Путин
2015-05-19 06:41 pm

впечатляет

У меня там приятель работает, он мне расказывал как на УМПО в одно время выпускали движки для автомобиля Москвич, и как на сборочном конвеере слесари забивали кувалдометром болты которые нехотели завинчиватся нормальным образом.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: gelio
2015-05-19 07:32 pm

Re: впечатляет

Да. собирали там Москвичи. Сейчас пока эти огромные цеха пустуют
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
Страница 1 из 4
<<[1] [2] [3] [4] >>