Gelio (Степанов Слава) (gelio) wrote,
Gelio (Степанов Слава)
gelio

История проектирования Новосибирского театра оперы и балета


Новосибирский театр оперы и балета — крупнейшее в России театральное здание. Его история начинается в конце 20-х годов когда появилась потребность в постройке в Новосибирске Большого театра Сибири в составе комплекса Дома культуры и науки на основе создания театра нового типа. Изначально проектировать здание поручили московскому архитектору А.З.Гринбергу...



Дом Науки и Культуры (ДКиН), по выполненному весной 1930 г. первоначальному проекту А.З. Гринберга и И.В. Киренского, состоял из шести соединенных переходами корпусов, в которых размещались: театр на 3000 мест, концертный зал на 750 человек, музей, библиотека, выставочное здание и научно-исследовательский институт.



В ходе строительства была реализована только театральная часть задуманного комплекса.
В те годы театр представлялся «наиболее доступным орудием пропаганды идей социализма».


Авторы проекта ДНиК А.З. Гринберг, М.И.Курилко, Т.Я.Бардт

В 1930 г к проектированию театра в Новосибирске подключились Т.Я. Бардт и М.И. Курилко,


Они разработали для него специальную систему "Теомасс": Театр, зал собраний, демонстрации, спортивные мероприятия, механизация сцены, разрез с кинопроектором)



Макет зальной части театра

Здание должно было стать "театром техники и реальной обстановки. Перед зрителем могли появляться с улицы колонны демонстрантов, автомобили, тракторы или экипажи, проходящие на всей скорости, при этом предполагалось, что круговые платформы (фурки) могли двигаться с той же скоростью в противоположном направлении.



Проектировался "сверхмеханизированный театр ланетарного типа" при необходимости трансформируемый в цирк, планетарий или бассейн для водных пантомим.



На внутреннюю поверхность купола с помощью специального киноаппарата, дающего проекцию в 360°, во время театрального действия можно было проектировать киноленты.



Ультрановаторские идеи Т.Я. Бардта и М.И. Курилко в области сценографии выразились в устройстве трансформирующегося зала, который мог превращаться в круглый амфитеатр для цирковых и особых театральных действий.



Планировалось устройство подвижного транспортера- галереи вокруг сцены и под амфитеатром зрительного зала, что должно было обеспечить быструю смену декораций и перенесение действия в различные точки зрительного зала.



В 1931 г. было начато строительство здания по новому эскизному проекту, составленному А.З. Гринбергом и М.Т. Смуровым по наброскам схемы театра, выполненным Т.Я. Бардтом и М.И. Курилко.



Гладкий железобетонный купол возводимого в Новосибирске театра был для того времени выдающейся конструкцией.
Его проект выполнили профессор П.Л. Пастернак и инженер Б.Ф. Матери. Была создана уникальная конструкция
- «наиболее совершенный и грандиозный по своим размерам железобетонный купол».



При размерах 60,0 м и высоте 25,0 м толщина рабочей оболочки купола равна всего 8 см, что составляет всего 1/750 часть диаметра, т.е. достигнут почти наивысший предел рационального использования железобетона как материала.






План второго этажа. Архитектор Рошин






Зрительный зал. Фотография с макета на постоянной строительной выставке в Москве



Интерьер вестибюля



Интерьер кулуаров



Интерьер фойе-буфета



Рекреация на кровле вестибюльной части



Продольный разрез



Совмещенный план 1 и 2 этажей

В 1933 г. конструктивистские формы Дома Культуры и Науки подвергли критике (в связи , но А.З. Гринберг отказался радикально "обогатить" архитектуру здания. И тогда комитет содействия строительству ДНиК объявил открытый конкурс на "составление проекта обработки фасадов строящегося в Новосибирске театра".



Конкурс был объявлен через газету «Советская Сибирь», где были опубликованы и его условия. Преамбула условий гласила: «Идея театра, возникшая на основе социальной революции и социальных сдвигов в народных массах, должна быть заключена в наружные формы, отражающие характерные черты этой эпохи... разрешить поставленную таким образом задачу голым техницизмом нельзя».



Группа проектировщиков в работе над конкурсным проектом реконструкции ДНиК.
Конкурс состоял из двух туров, в которых участвовали архитекторы Новосибирска, Томска и Москвы.



Б.А. Гордеев, С.П. Тургенев, Б.И. Дмитриев



Архитектор: Масленников В.С.



Архитектор: Брюханов



Архитектор: Бурлаков И.А.



Архитектор: Бурлаков И.А.



Архитектор: Бурлаков И.А.



Архитектор: Бурлаков И.А.



Архитектор: Тейтель В.М.



Архитектор: Тейтель В.М.



Архитектор: Якубовский П.Г.



Архитектор: Якубовский П.Г.



Архитектор: Парыгин С.И.



Архитектор: Парыгин С.И.



Архитектор: Парыгин С.И.



Архитектор: Парыгин С.И.









Архитектор: Воронов И.Т.



Архитектор: Гольц Г.П.






Архитектор: Крячков А.Д.



Архитектор: Крячков А.Д.



Архитектор: Крячков А.Д.



Архитектор: Гордеев Б.А.



Гордеев Б.А.



Гордеев Б.А.



Гордеев Б.А.



После проведения конкурсов архитектор Б.А. Гордеев, проект которого победил во втором туре второго конкурса, для дальнейшей разработки проекта в 1934 г. был направлен во Вторую мастерскую Моссовета академика А.В. Щусева, где при участии сначала А.Б. Куровского, а затем - B.C. Биркенберга, по технологической схеме Г.М. Данкмана была выполнена окончательная редакция проекта.



Технической проект перепланировки новосибирского дома науки и культуры
В августе 1935 года Наркомпрос принимает решение отказаться от системы «панорамно-планетарного театра» и строить ДНиК как обычный оперный театр.












1937 Год План 4 этажа зрительной части



Интерьер зала по проекту Лансере Е.Е. до принятия варианта реконструкции Г.М.Данкмана



Интерьер фойе-буфета 2 этажа






Интерьр зала по проекту Е.Е. Лансере до принятие реконструкции Г.М.Данкмана



Развертки стен фойе-буфета 2 этажа



Интерьер зала. Окончательный вариант

Для улучшения акустики к железобетонному своду был подвешен деревянный потолок.
Вместимость зала была сокращена с 2500 до 1900 человек.



Люстра кольцевого фойе 2 этажа
Проект. Б. И. Дмитриев. 1939 г.



Кресло зрительного зала



Люстра зрительного зала



Фрагмент фасада



Совмещенный план 1 и 2 этажей






Разрез здания по продолной оси (Новосибирсгражданпроект для капитального ремонта)

В результате многочисленных переделок здание театра имеет такое большое количество лишних помещений, что в них можно было бы разместить еще несколько зрительных залов.



В 1937 году был репрессирован главный инженер строительства театра С.А. Полыгалин.
В 1938 г. арестован создатель системы «Теомасс» Т.Я. Бардт.



Здание театра было названо "самым большим и неудачным детищем конструктивизма".
При строительстве в несколько раз была превышена заявленная смета, поэтому власти пришли к выводу, что строительство Новосибирского театра оперы и балета было «начато в 1931г. с явно вредительскими целями - заморозить государственные средства на объекте, ...отвлечь государственные средства от более необходимых мероприятий социально-бытового строительства, тем самым вызвать недовольство
трудящихся и антисоветскую агитацию...".



Благоустройство площади Ленина






Макет новосибирского театра и его проект выставили в 1937 г. в советском павильоне на Всемирной выставке в Париже, где он был удостоен высшей награды — Гран‑при.
В 1938 г. макет демонстрировали на Всесоюзной строительной выставке в Москве.



Смотрите так же:
1. История проектирования Новосибирского театра оперы и балета
2. История строительства Новосибирского театра оперы и балета
3. Новосибирский театра оперы и балета сегодня



При создании поста был использован материал из журнала "Проект Сибирь" за что выражаю его редакции и в частности Александру Ложкину большую благодарность!




Навигация по блогу

Tags: history
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 39 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Recent Posts from This Journal