Вы читаете gelio

Gelio (Степанов Слава) - История проектирования Новосибирского театра оперы и балета [entries|archive|friends|userinfo]
Gelio (Степанов Слава)

[ website | Gelio Press ]
[ userinfo | Обо мне ]
[ archive | gelio@inbox.ru ]

История проектирования Новосибирского театра оперы и балета [мар. 1, 2012|11:27 pm]
Gelio (Степанов Слава)
[Tags|, , ]


Новосибирский театр оперы и балета — крупнейшее в России театральное здание. Его история начинается в конце 20-х годов когда появилась потребность в постройке в Новосибирске Большого театра Сибири в составе комплекса Дома культуры и науки на основе создания театра нового типа. Изначально проектировать здание поручили московскому архитектору А.З.Гринбергу...



Дом Науки и Культуры (ДКиН), по выполненному весной 1930 г. первоначальному проекту А.З. Гринберга и И.В. Киренского, состоял из шести соединенных переходами корпусов, в которых размещались: театр на 3000 мест, концертный зал на 750 человек, музей, библиотека, выставочное здание и научно-исследовательский институт.



В ходе строительства была реализована только театральная часть задуманного комплекса.
В те годы театр представлялся «наиболее доступным орудием пропаганды идей социализма».


Авторы проекта ДНиК А.З. Гринберг, М.И.Курилко, Т.Я.Бардт

В 1930 г к проектированию театра в Новосибирске подключились Т.Я. Бардт и М.И. Курилко,


Они разработали для него специальную систему "Теомасс": Театр, зал собраний, демонстрации, спортивные мероприятия, механизация сцены, разрез с кинопроектором)



Макет зальной части театра

Здание должно было стать "театром техники и реальной обстановки. Перед зрителем могли появляться с улицы колонны демонстрантов, автомобили, тракторы или экипажи, проходящие на всей скорости, при этом предполагалось, что круговые платформы (фурки) могли двигаться с той же скоростью в противоположном направлении.



Проектировался "сверхмеханизированный театр ланетарного типа" при необходимости трансформируемый в цирк, планетарий или бассейн для водных пантомим.



На внутреннюю поверхность купола с помощью специального киноаппарата, дающего проекцию в 360°, во время театрального действия можно было проектировать киноленты.



Ультрановаторские идеи Т.Я. Бардта и М.И. Курилко в области сценографии выразились в устройстве трансформирующегося зала, который мог превращаться в круглый амфитеатр для цирковых и особых театральных действий.



Планировалось устройство подвижного транспортера- галереи вокруг сцены и под амфитеатром зрительного зала, что должно было обеспечить быструю смену декораций и перенесение действия в различные точки зрительного зала.



В 1931 г. было начато строительство здания по новому эскизному проекту, составленному А.З. Гринбергом и М.Т. Смуровым по наброскам схемы театра, выполненным Т.Я. Бардтом и М.И. Курилко.



Гладкий железобетонный купол возводимого в Новосибирске театра был для того времени выдающейся конструкцией.
Его проект выполнили профессор П.Л. Пастернак и инженер Б.Ф. Матери. Была создана уникальная конструкция
- «наиболее совершенный и грандиозный по своим размерам железобетонный купол».



При размерах 60,0 м и высоте 25,0 м толщина рабочей оболочки купола равна всего 8 см, что составляет всего 1/750 часть диаметра, т.е. достигнут почти наивысший предел рационального использования железобетона как материала.






План второго этажа. Архитектор Рошин






Зрительный зал. Фотография с макета на постоянной строительной выставке в Москве



Интерьер вестибюля



Интерьер кулуаров



Интерьер фойе-буфета



Рекреация на кровле вестибюльной части



Продольный разрез



Совмещенный план 1 и 2 этажей

В 1933 г. конструктивистские формы Дома Культуры и Науки подвергли критике (в связи , но А.З. Гринберг отказался радикально "обогатить" архитектуру здания. И тогда комитет содействия строительству ДНиК объявил открытый конкурс на "составление проекта обработки фасадов строящегося в Новосибирске театра".



Конкурс был объявлен через газету «Советская Сибирь», где были опубликованы и его условия. Преамбула условий гласила: «Идея театра, возникшая на основе социальной революции и социальных сдвигов в народных массах, должна быть заключена в наружные формы, отражающие характерные черты этой эпохи... разрешить поставленную таким образом задачу голым техницизмом нельзя».



Группа проектировщиков в работе над конкурсным проектом реконструкции ДНиК.
Конкурс состоял из двух туров, в которых участвовали архитекторы Новосибирска, Томска и Москвы.



Б.А. Гордеев, С.П. Тургенев, Б.И. Дмитриев



Архитектор: Масленников В.С.



Архитектор: Брюханов



Архитектор: Бурлаков И.А.



Архитектор: Бурлаков И.А.



Архитектор: Бурлаков И.А.



Архитектор: Бурлаков И.А.



Архитектор: Тейтель В.М.



Архитектор: Тейтель В.М.



Архитектор: Якубовский П.Г.



Архитектор: Якубовский П.Г.



Архитектор: Парыгин С.И.



Архитектор: Парыгин С.И.



Архитектор: Парыгин С.И.



Архитектор: Парыгин С.И.









Архитектор: Воронов И.Т.



Архитектор: Гольц Г.П.






Архитектор: Крячков А.Д.



Архитектор: Крячков А.Д.



Архитектор: Крячков А.Д.



Архитектор: Гордеев Б.А.



Гордеев Б.А.



Гордеев Б.А.



Гордеев Б.А.



После проведения конкурсов архитектор Б.А. Гордеев, проект которого победил во втором туре второго конкурса, для дальнейшей разработки проекта в 1934 г. был направлен во Вторую мастерскую Моссовета академика А.В. Щусева, где при участии сначала А.Б. Куровского, а затем - B.C. Биркенберга, по технологической схеме Г.М. Данкмана была выполнена окончательная редакция проекта.



Технической проект перепланировки новосибирского дома науки и культуры
В августе 1935 года Наркомпрос принимает решение отказаться от системы «панорамно-планетарного театра» и строить ДНиК как обычный оперный театр.












1937 Год План 4 этажа зрительной части



Интерьер зала по проекту Лансере Е.Е. до принятия варианта реконструкции Г.М.Данкмана



Интерьер фойе-буфета 2 этажа






Интерьр зала по проекту Е.Е. Лансере до принятие реконструкции Г.М.Данкмана



Развертки стен фойе-буфета 2 этажа



Интерьер зала. Окончательный вариант

Для улучшения акустики к железобетонному своду был подвешен деревянный потолок.
Вместимость зала была сокращена с 2500 до 1900 человек.



Люстра кольцевого фойе 2 этажа
Проект. Б. И. Дмитриев. 1939 г.



Кресло зрительного зала



Люстра зрительного зала



Фрагмент фасада



Совмещенный план 1 и 2 этажей






Разрез здания по продолной оси (Новосибирсгражданпроект для капитального ремонта)

В результате многочисленных переделок здание театра имеет такое большое количество лишних помещений, что в них можно было бы разместить еще несколько зрительных залов.



В 1937 году был репрессирован главный инженер строительства театра С.А. Полыгалин.
В 1938 г. арестован создатель системы «Теомасс» Т.Я. Бардт.



Здание театра было названо "самым большим и неудачным детищем конструктивизма".
При строительстве в несколько раз была превышена заявленная смета, поэтому власти пришли к выводу, что строительство Новосибирского театра оперы и балета было «начато в 1931г. с явно вредительскими целями - заморозить государственные средства на объекте, ...отвлечь государственные средства от более необходимых мероприятий социально-бытового строительства, тем самым вызвать недовольство
трудящихся и антисоветскую агитацию...".



Благоустройство площади Ленина






Макет новосибирского театра и его проект выставили в 1937 г. в советском павильоне на Всемирной выставке в Париже, где он был удостоен высшей награды — Гран‑при.
В 1938 г. макет демонстрировали на Всесоюзной строительной выставке в Москве.



Смотрите так же:
1. История проектирования Новосибирского театра оперы и балета
2. История строительства Новосибирского театра оперы и балета
3. Новосибирский театра оперы и балета сегодня



При создании поста был использован материал из журнала "Проект Сибирь" за что выражаю его редакции и в частности Александру Ложкину большую благодарность!




Навигация по блогу

СсылкаОтветить

Comments:
[User Picture]From: bar_do
2012-03-01 04:45 pm none (UTC)
вот умели же раньше
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: gelio
2012-03-01 04:47 pm none (UTC)
что именно?
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: bar_do
2012-03-01 04:59 pm none (UTC)
монументально строить. нынешние стеклянные огурцы такого трепета не вызывают
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: gelio
2012-03-01 05:04 pm none (UTC)
это да (
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: belyaefff
2012-03-01 05:16 pm none (UTC)
Спасибо за познавательный пост. Хотя лично мне архитектура этого театра не нравится. Более того, его здание, опять же ИМХО, неудачно вписано в окружающую застройку.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: gelio
2012-03-01 05:20 pm none (UTC)
Скорее правда окружающая застройка подстраивалась под него )
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: victor_dmitriev
2012-03-01 06:47 pm none (UTC)

Странные вещи Вы говорите.

Вы видели, в какую застройку его вписывали в тридцатых? Там домишки частные с огородами и поросятами кругом стояли.
(Ответить) (Parent) (Thread)
From: (Anonymous)
2012-03-01 05:17 pm none (UTC)
http://img-fotki.yandex.ru/get/5606/30348152.11a/0_5e3f1_5996625a_orig
На этой фотке очень клевая часовня и краеведческий!
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: gelio
2012-03-01 05:49 pm none (UTC)
))
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: viru
2012-03-01 06:14 pm none (UTC)
Первый вариант самый классный.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: gelio
2012-03-01 06:17 pm none (UTC)
Конструктивистский?
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: victor_dmitriev
2012-03-01 06:39 pm none (UTC)

Амфитеатр для зрителей.

А нынешний вариант - "для заполняемости".
Полпартера тянут шеи и никак вытянуть не могут. А уж бедные дети и подростки... Как в любом советском ДК. На ярусах хорошо, но только с биноклями...
И для съёмки сцены удобней был бы больший наклон пола партера... т.е. амфитеатр. :)
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: gelio
2012-03-02 05:38 am none (UTC)

Re: Амфитеатр для зрителей.

Не с наклоном - это да, пару раз сидел в партере - даже мне низко
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: victor_dmitriev
2012-03-01 06:44 pm none (UTC)

Ещё: со служебными помещениями...

... как всегда, съэкономили.
Тесно теперь всем, все ютятся...
Большой при реконструкции вон как расширялся, и то опять не хватает объёмов.
Наверное, хоздвор за театром так и придется использовать: под склад и мастерские...
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: victor_dmitriev
2012-03-01 06:58 pm none (UTC)

Re: Ещё: со служебными помещениями...

Это к тому, что фраза о "лишних помещениях" - как-то несерьёзно звучит. Просто пройдите по театру. Если даже часть инструментов приходится хранить в холодных коридорах...
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: gelio
2012-03-02 05:39 am none (UTC)

Re: Ещё: со служебными помещениями...

Не это изначально так было на этапе сдачи театра.
А вообще сколько ни гулял по театру не сказал бы что там ютятся. Исключение только склад декораций
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: victor_dmitriev
2012-03-02 07:17 am none (UTC)

Re: Ещё: со служебными помещениями...

Склад декораций это нечто. Где только не встретитшь филиал склада декораций... :) Производственные цеха, мастерские - битком набиты. Гримерки, в случае постановок с больщим количеством участников (не 10-15, как в некоторых операх) - ну очень плотно упаковываются, только фишаем снимать... :)
Административные помещения и кабинеты наверху - где как, есть и довольно свободные... И во многом ощущение разбавляют бесконечные гулкие холлы и коридоры.
Наверное, нельзя сказать "тесно", просто неравномерно распределено - потому что мастерские не перенесешь наверх...
Да и на этапе последней реконструкции всё оставалось в рамках шестидесятишестилетней давности проекта...
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: gelio
2012-03-02 07:21 am none (UTC)

Re: Ещё: со служебными помещениями...

точно! Холлы и коридоры!
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: vladlug
2012-03-01 07:05 pm none (UTC)
спасибо
любопытно
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: dune_05
2012-03-01 08:21 pm none (UTC)
Очень интересно. Спасибо.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: universa1_evi1
2012-03-01 10:35 pm none (UTC)
Здание театра было названо "самым большим и неудачным детищем конструктивизма".
При строительстве в несколько раз была превышена заявленная смета, поэтому власти пришли к выводу, что строительство Новосибирского театра оперы и балета было «начато в 1931г. с явно вредительскими целями - заморозить государственные средства на объекте, ...отвлечь государственные средства от более необходимых мероприятий социально-бытового строительства, тем самым вызвать недовольство
трудящихся и антисоветскую агитацию...".


Вот этот лол. Типа распил :)
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: zhark
2012-03-02 03:23 am none (UTC)
Так РосПил был всегда. Даже при Монголах.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: gelio
2012-03-02 05:37 am none (UTC)
я не думаю что это был распил!
(Ответить) (Parent) (Thread)
From: teneteatr
2012-03-02 01:51 am none (UTC)
Спасибо, очень интересно, но лучше текст, описывающий фотографию, писать сверху нее, а не снизу.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: gelio
2012-03-02 05:36 am none (UTC)
Спорный вопрос
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: victor_dmitriev
2012-03-03 04:40 pm none (UTC)

Когда-то и теперь.

Раньше в печатных изданиях, как правило, была "под-пись".
Потом всё смешалось.
В блогах сейчас "статистически" чаще пишут сверху. Хотя норм нет...
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: sorrokin
2012-03-02 03:37 am none (UTC)
Говорят, концепция ТЕОМАСС была импортирована из Германии, и без Баухауза здесь не обошлось. так?
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: gelio
2012-03-02 05:36 am none (UTC)
Да. Проект был еще 1928 года архитектора Вальтера Гропиуса, правда не был осуществлен:
http://img-fotki.yandex.ru/get/5605/30348152.118/0_5e3ae_d7010778_orig
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: Boris Vorobyev
2012-03-15 10:36 am none (UTC)

План Бардта и Курилко с немецкими надписями !???

В посте картинка с планом трансформации залов театра Бардта и Курилко содержит надписи на немецком языке - это как понимать? Они на немецком что ли творили? Или это просто для иллюстрации концепции ТЕОМАСС взята схема Вальтера Гропиуса и процитирована здесь? Тогда надо указать, что автор этого плана не Бардт-Курилко, а Гропиус. :)
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: paredox_wczoraj
2012-03-02 04:51 am none (UTC)
По-моему, конструктивистские варианты были далеко не так плохи.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: gelio
2012-03-02 05:32 am none (UTC)
Ну да. В зависимости от внешнего материала и цветового решения
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: denim4444
2012-03-02 10:39 am none (UTC)
Ремарка обывателя: недалеко родилась, совсем рядом выросла и жила. Всегда думалось: придумали, начертили и построили. А тут такие "роды в муках", надо же! Купол для проекции в те годы - сильно! Ну и кто бы мне всё это рассказал, Слава, кроме тебя?! Спасибо за репортаж!
(Ответить) (Thread)
(Удалённый комментарий)
[User Picture]From: gelio
2012-03-03 06:25 pm none (UTC)

Re: cool:)

Спасибо! рад этому
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: vsegda_tvoj
2012-03-04 12:54 pm none (UTC)
Привет, меня зовут Лена, хочу дружить взаимно, вы не против?)
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: pupog
2012-03-21 05:17 pm none (UTC)
Поправь орфографию и опечатки.
Люди же читают.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: Наиль Гайнуллов
2012-05-03 11:10 am none (UTC)
Это грандиозно! Прочитал все ваши статьи о строительстве этого театра, уникальное достижение людей!
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: frf47
2012-06-30 03:43 pm none (UTC)

Спасибо

Занимаясь реконструкцией театра графа Шереметевав в усадьбе Останкино, замучился искать нужные чертежи (18 век). Вы подготовили интереснейший материал, и мне завидно потомкам, которые через столетия смогут без мук восстановить его в точности. :)
Спасибо.
Roman_FRF

Edited at 2012-06-30 15:43 (UTC)
(Ответить) (Thread)
From: (Anonymous)
2012-08-06 09:02 pm none (UTC)

Re: Спасибо

СЛАВЕ - ОЧЕРЕДНОЙ РЕСПЕКТИ УВАЖУХА ! ПОРАСКОРО ВЫНОСИТЬ ЭТО НА ШИРОКИЕ МАССЫ - НЕГОЖЕ ТАКИЕ ТРУДЫ ХРАНИТЬ В ФОРМАТЕ СВОЕЙ СТРАНИЧКИ!
(Ответить) (Parent) (Thread)